СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический климат в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

в разработке представлен как план урока, так и раздаточный материал

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Психологический климат в семье

Цели занятия:

рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общественной жизни; подвести учащихся к пониманию необходимости для человека создания хорошего психологического климата в семье, роли семьи в жизни человека.

Задачи: 1. выразить свое отношение к значимости духовных и материальных ценностей семейной жизни; обозначить границы вмешательства государства в жизнь семьи;

2. развитие учебно-исследовательских умений, коммуникативных навыков через работу в группах, умений работать с текстом, повышение эффективности восприятия информации.

3. способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику, развитие активной жизненной позиции, сформировать у них уважительное отношение к семейным ценностям

Урок — изучение нового материала

1 этап. Мотивация.

Учитель: «Сегодня мы будем обсуждать тему, которая касается каждого из нас. Тема нашего урока - в загадках. Первые буквы слов – загадок составляют слово, скрытое в квадратах».

1

2

3

Ь

4



  1. Как называется состояние человека, когда ему « летать хочется»? (счастье).

  2. Дерево, украшающее дом в Новый год. (ель)

  3. Она - жена, он -…? (муж)

  4. Его подбросила греческая богиня ссор и раздоров на пир богов. (яблоко)

Вопрос классу: с какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»?

Учащиеся называют слова «дом», «уют», «дети», «доброта», «поддержка», «любовь» и т.д

Учитель записывает эти слова рядом со словом «семья».

Вывод. Сколько бы не прошло лет, веков, тысячелетий люди всегда будут стремиться создать семью, без которой нет дома, любви, тепла.

Я уверена, что не найдется на свете человека, которого не интересовала бы тема семьи. Мы с вами не исключение.

Семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами.

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейные отношения. Изменяются нормы и законы, роли членов семьи, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным-люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях.

- Что для вас семья?

Напишите синквейн и выразите свое отношение к данной теме урока (индивидуальная работа).

Синквейн.

Семья.

Дружная, счастливая

Понимает, поддерживает, заботится;

Союз людей, объединенных любовью;

Ответственность.



Учитель дает детям определение семьи.

Семья-союз лиц, основанный на браке, близком родстве, усыновлении, характеризующийся общностью жизни и интересов. Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регулируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являются Конституция РФ и Семейный кодекс.

А теперь попробуем создать эмблему семьи ( в течение всего урока)


  1.  Каковы  особенности современной семьи?

2. Для чего нам сегодня нужна семья?

3.Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?

4.Что такое семейный долг?

Давайте рассмотрим 1 проблемный вопрос

Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.

Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.

       Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет? Чтобы это понять нужно сравнить 2 типа семьи: традиционные(патриархальные) и современные.

Традиционные семьи (сообщение

Современная семья (сообщение ученика)

 

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья 10-12 человек

Малочисленность (1-2 ребенка)

Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших.

Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей.
С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели.

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку.

Смешанные браки.

Глава семейства – мужчина.

Равноправие мужчины и женщины в браке.

Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно

Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении брака.

 Заполнить правую колонку потом самопроверка по слайду


Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Все чаще происходят разводы. Семьи распадаются. Очень много семей, которые в обществе принято называть неблагополучными. (Ребята провели  статистическое исследование по школе и вот его результаты.

Вторая проблема, которую мы должны решить: зачем нам сегодня нужна семья.

Давайте вспомним о традиционных функциях семьи: 

  • Хозяйственная  ячейка.

  • Воспроизводство населения.

  • Воспитание: передача опыта, ценностей, традиций.

  • Забота о самых незащищенных.

  • Создание и поддержание психологического комфорта каждого.

Подумайте:

  • Какая функция самая древняя?

  • Какие функции утрачиваются?

  • Какая - появилась сравнительно недавно?

Вывод:

  1. За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.

  2. Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается функция воспитания, изменилась хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.


3 проблема. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семьи (личность ребенка, личность родителей, нравственно-эмоциональная атмосфера, средства воспитательного воздействия, а также от стиля семейных взаимоотношений ) 

1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами и детьми,  отношения, основанные на взаимной любви, уважении, а какие еще качества необходимы  для поддержания теплого,  приятного климата в семье.  Необходимы:  любовь,  понимание,  уважение,  доверие, доброта,  забота, помощь, дружба. 

2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений. Переходим к 3 проблемному вопросу.

Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.

 Представление проектов о стилях семейных взаимоотношений:

  1. Авторитарный

  2. Демократический

  3. Попустительский

итоги исследования способов воздействия на детей.

Какой стиль вы выберите как наиболее приемлемый для вас? Почему?

В зависимости от стиля семейных взаимоотношений, родители выбирают способы воспитательного воздействия. Ребята провели исследование и с результатами вас познакомит…

3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.

Кто кому и что  должен, когда речь идет о семейном долге? (беседа)

  • Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.

  • Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.  Если вы хотите быть равноправным членами семьи, вы должны заботиться о благополучии , быте, спокойствии семьи.

  • Поговорим о правах родителей в семье.

список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд.

  • Право побыть одному.

  • Право на личное время.

  • Право на уважительное отношение.

  • Право на тишину и спокойствие.

  • Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.

  • Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.

  • Право быть свободным от страха насилия.

  • Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.

  • Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.

  • Право на понимание и равноправные отношения.

Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.

Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?

Сформулируйте свои права. Какие из этих прав, по вашему мнению, ущемляют родители. Самостоятельная работа.


Работа в группах с документами.

Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса.

Задание группе №1

Прочитайте ст. 54, 56 Семейного кодекса и ответьте на вопросы

  1. Объясните статью 54.

  2. О каких злоупотреблениях идет речь в ст. 56? Приведите примеры.

  3. Куда может обратиться ребенок, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка?

Статья 54.

2.Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.



Статья 56.

1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях , предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей ( лиц, их заменяющих)

2 .При нарушении прав и законных интересов… ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Задание группе №2

Прочитайте статьи 7, 38 Конституции РФ и ответьте на вопросы

1. Почему государство уделяет семье большое внимание?

2. Почему забота о детях, их воспитание определены и как право, и как обязанность?

3. В каких случаях жизни применяется п. 3 статьи 38?

Статья 7.

  • В Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях



  1. Решение ситуационных задач

В парах



IV. Семейный долг

1. Чтение учителем вслух миниатюры “Записка” В. Астафьева:

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

- Ребята, как вы думаете, о нарушении какого долга идет речь в этом произведении? А какие еще виды семейного долга вы могли бы назвать? (Сыновний, дочерний, родительский).

Долг семьи перед обществом, его будущим состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Семейный долг – это не просто слова и это не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.

- Откройте, пожалуйста, Конституцию РФ, найдите и прочитайте ст. 38, п. 2 (Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.)

Таким образом, семейный долг – это не просто слова и не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.



Заключительная беседа:

  1. Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?

  2. От кого зависит психологический климат в семье?

Вывод:  Вот мы и ответили на поставленные вопросы. И можем сделать вывод: психологический климат в семье зависит от каждого из нас.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой

Вернемся нашей эмблеме семьи. Давайте определим

Типичная семья: мама, папа, и сын

Вечер, дом: мама готовит ужин и разговаривает с подругой по телефону, папа читает газету. Приходит сын, ученик 2 класса.

1.Мама-сынок, как дела, ты почему такой чумазый,

Сын- мы в снежки играли.

Мама -иди умывайся скоро будем ужинать.

Папа – ты все уроки в продленке сделал, давай после ужина посмотрим.

Какой это стиль семейных отношений? Почему вы так решили?

2.Та же сцена. Мама -ты где шатаешься, весь грязный, портфель опять не так застегнул, шапку не завязал, одни неприятности с тобой. Сын стоит шмыгает носом. Папа читает газету.

А эта ситуация в семье с каким стилем может произойти?

3.Мама и папа занимаются своими делами. Сын проходит мимо и бурчит: хоть бы кто–нибудь спросил как дела, и есть я хочу.

Надеюсь вы догадались какой это стиль?

И еще ребятам было предложено представить свою семью в виде какого-нибудь предмета.

Это задание выполнили…

Для закрепления темы урока я раздам вам рабочие листы, вы должны их заполнить.

(Презентация 1, слайд19)

Завершение работы по заполнению рабочих листов.

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Все люди хотят быть счастливыми. Чего им не хватает для счастья?  Послушайте притчу  и ответьте на вопрос.(Слайд13) Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 

Домашнее задание: по выбору

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Рабочий лист

  1. Чем современная семья отличается от традиционной ? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,



Совместное проживание трех поколений, передача опыта, наследства.



Уважение к старшим



Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку



Брак оформлялся церковью. Брак – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно



2.Продолжи фразу:

1. Семья нужна каждому человеку, потому что…



2. Главная семейная ценность – это…



3. Семья не может существовать без…



4. Семья человеку нужна для …



5.Психологический комфорт в семье зависит от…

Проверьте свои знания



1. Выберите верное суждение:

А) Семья – это малая группа, включающая всех родственников.

Б) Семья – это малая группа, основанная на отношениях между

мужем и женой, родителями и детьми.

2. Укажите лишнее в перечне моральных норм семейных отношений:

А) любовь;

Б) взаимное уважение;

В) государственная регистрация брака;

Г) уважение к старшим.

3. Выберите верные ответы:

Содержание какого пункта ст. 38 Конституции Российской Федерации является как правом, так и обязанностью родителей?

А) материальное обеспечение детей;

Б) воспитание детей;

В) принятие значимых решений за детей, не достигших 18-летнего возраста.

4. Выберите верное суждение:

А) Психологический климат – строго научное определение, которое характеризует настроение и душевные переживания всех членов семьи по отдельности.

Б) Психологический климат в семье – это образное выражение, под которым понимается совокупность психологических






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!