СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Психологический климат в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг "Психологический климат в семье"

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов улучшения психологического климата в семье.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

3. Создание благоприятного эмоционального климата в семье.

4. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.                                          

5. Обсудить с родителями влияние психологического климата в семье на становление личности ребёнка.                                                                                                                                                       

6. Способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье.                                                                                                                          

7. Определить вместе с родителями способы улучшения психологического климата.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Психологический климат в семье"»


Тренинг для родителей «Психологический климат в семье»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; поиск способов улучшения психологического климата в семье.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

3. Создание благоприятного эмоционального климата в семье.

4. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей. 5. Обсудить с родителями влияние психологического климата в семье на становление личности ребёнка. 6. Способствовать формированию у родителей стремления к созданию благоприятного психологического климата в семье. 7. Определить вместе с родителями способы улучшения психологического климата.

Проведения:

Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу на тему «Психологический климат в семье».

Знакомство:

Для начала я вам предлагаю познакомиться: по кругу передаём мяч и называем своё имя и природное явление, на которое сейчас похоже ваше настроение.

Беседа:

 Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе.

Только семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт.                        

Взаимоотношения между родителями и детьми  всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, зависит его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.

Но прежде чем заняться психологическим климатом в своей семье вы должны, в первую очередь подумать и позаботиться о себе. Как говорят «Если счастливы родители- счастливы и дети»

1. Упражнение.
Встаньте, пожалуйста, и раскройте руки (участники встают в кругу) . Представьте обычный день обычного взрослого человека. Утро. Пятница. Вы не выспались. Недовольны внешним видом. Ребенок не хочет вставать. Не хочет идти в сад. В саду устраивает истерику и не отпускает вас. Вы опаздываете на работу. Конфликтная ситуация с коллегой. (ведущий на каждую фразу кладет участникам на ладони мешочек с песком).
А теперь вытяните руки, удерживая груз.
Наступил вечер. Вы возвращаетесь домой. Через магазин, конечно. Надо отстоять в очередях. Забрать ребенка. Приготовили ужин. Не удалось посмотреть любимый сериал. Уложили детей спать. Помыли посуду, прибрались. Муж требует внимания (ведущий продолжает накладывать мешочки на вытянутые руки).
Что вы чувствуете сейчас?
Рассуждения участников (сил нет держать, тяжело, хочется все скинуть).
Ведущий: А теперь скиньте груз. Что сейчас чувствуете?
Рассуждения участников (облегчение, слабость, пустоту…).
Ведущий: Давайте присядем обратно (груз - мешочки с песком - лежат кучкой в центре круга).
Вот груз нашего дня (ведущий показывает на мешочки с песком). Каждый день мы преодолеваем некие повседневные трудности. И, к сожалению, у них есть свойство накапливаться. Но многие из них мы можем контролировать (ведущий убирает часть мешочков), некоторые мы можем делегировать (ведущий убирает еще часть мешочков), какие-то мы просто можем игнорировать (ведущий убирает оставшиеся мешочки).
2. Упражнение «Сосулька» ( «Мороженое» )

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно, закройте глаза, руки опустите вдоль туловища.

Представьте, что вы – сосулька.

Напрягите все мышцы вашего тела.

Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2минуты.

Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.


И вместе с водой постепенно стекает груз рабочего дня. Чьи-то обидные слова по рукам и ногам стекают в землю. Вместе с талой водой уходит всё плохое и негативное, что произошло за день. И остаётся только всё чистое и прозрачное, наполненное ярким, тёплым солнечным светом. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Запомните ощущения в состоянии расслабления.

   Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.        

   Это упражнение можно выполнять лежа.


Часто неосознанно мы выбираем те или иные стили воспитания. Причина выбора бывает разной (Перешла по наследству: нас так воспитывали, выросли же людьми. Продвинутые родители: начитались умных книг, посмотрели ролики психологов.) Соединив всё в вместе получается гремучая смесь. Предлагаю пройти тест и узнать какой же стиль воспитания у вас.

  1. Тест «Стили воспитания»

   

В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые». Здесь мы с вами попробуем проиграть, осознать эти роли.

  1. Упражнение «Ребенок в нас»

Оборудование: мяч.

Инструкция участникам. Встаньте в круг. Вам необходимо передать друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты был…». Тот, у кого оказался мяч, либо соглашается, либо отвергает высказанное предположение.

Вопросы для обсуждения: •        С чем из услышанного в свой адрес вы согласны? Почему? •        С чем из сказанного вы не согласны? Почему? •        Что бы вы хотели добавить к сказанному?

5. Упражнение «Недетские запреты» (родитель в нас)

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Но замечания делать детям, если это требуется, мы должны. Зачастую родители, делая замечания, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви и научит правильно делать замечания.

6. УПР

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ... Обсуждение: Как часто вы говорите это своему ребёнку? Нужно ли это говорить своему ребёнку?

7. Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

8. Мультфильм

Что же можно сказать в заключение? Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей. Я в вас верю, у вас обязательно всё получится. Не забывайте заботиться о себе…

9. Упражнение «Аплодисменты» (окончание тренинга в позитивном эмоциональном состоянии). Участники аплодируют друг другу как бы благодаря друг друга за работу, за общение.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!