Психологический мониторинг сформированности личностных универсальных учебных действий
педагог-психолог Попова С. А.
МБОУ СОШ № 5 п. Ленинский
2017 г.
Психосоциальная
Физическая
Физические : физическая сила, гибкость и стройность тела
Психофизические: здоровье, выносливость, ловкость, пространственная ориентация, координация, мелкая моторика.
качества
- Поведение
- Общение
- Творчество
Когнитивная
- Мышление
- Речь
- эффективное внимание
- осознанная память
- каналы восприятия
Классификация личностных качеств
II этап
I этап
п оступление ребенка в школу
Первичная адаптация детей к школе
- Просветительная и консультативная работа с родителями и педагогами
- Организация методической работы педагогов
- Организация групповой развивающей работы с детьми
- Диагностика
- Консультирование родителей и педагогов
- Проведение ПМПконсилиума
по результатам диагностики
III этап
Психолого-педагогическая работа со школьниками
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках ФГОС
V этап
Психологический мониторинг (экспертиза сформированности УУД)
IV этап
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в последующие годы обучения
- Выпускников начальной школы
- Выпускников средней школы
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках ФГОС
Психологический мониторинг
Цель – выяснить, насколько образовательный процесс, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций
Для диагностики и
Для диагностики и
формирования
формирования ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
универсальных учебных действий
личностных
универсальных учебных
целесообразны следующие виды заданий:
действий целесообразны
- « найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
- мнемотурнир (с. 277);
- «пластилин» (с. 298).
следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, фильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
- «Я – звезда» (с. 361);
- «Шефы» (с. 356) и др.
Начальная школа. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие: Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
Для диагностики и
Для диагностики и
формирования
формирования
РЕГУЛЯТИВНЫХ
коммуникативных
универсальных учебных
универсальных учебных
действий целесообразны
действий целесообразны
следующие виды заданий:
следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- магнитофонный опрос (с. 271);
- «отгадай, о ком говорим» (с. 289);
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- Ривин-методика (с. 312);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль (с. 218);
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) (с. 221);
- диспут (с. 228);
- заучивание материала наизусть в классе (с. 233);
- «ищу ошибки» (с. 235);
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) (с. 238).
Начальная школа
Психологическая диагностика ( начальная школа)
№
Виды универсальных учебных действий
1
Стартовая диагностика
Личностные универсальные учебные действия
2
Методики взяты /Диагностика готовности к школе. Е.К.Вархотова и др.
1.Беседа с ребенком
Цель
Регулятивные универсальные учебные действия
1.«Пространственно-арифметический диктант»
Диагностика
2.«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер)
1.Выявление общей осведомленности ребенка, особенностей его взаимодействия с незнакомым взрослым
1. Выявление произвольности
2.Запрещенные слова
- Методика «Кто Я?» (Опросник мотивации)
2.Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
Методики взяты /серия «Стандарты второго поколения» КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «От действий к мысли»/
Цель
2. Выявление произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам
- «Выкладывание узора из кубиков»
- Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)
- Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
- Выявление развития регулятивных действий.
- Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
3
Познавательные универсальные учебные действия
1. «Пространственно-арифметический диктант»
1. Выявление уровня наглядно-образного мышления, ориентировка в пространстве
2. Последовательные картинки
3. «Геометрические фигуры»
2. Выявление умения устанавливать причинно-следстенные отношения, развитие монологической речи
- Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).
- Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)
4. «Аналогии»
3. Выявление уровня развития наглядно-схематического мышления.
- Выявление сформированности логических действий.
- Выявить умение ребёнка различать предметную и речевую действительность.
5. «Ключи»
4. Выявление уровня сформированности основ понятийного мышления.
5. Выявление умения устанавливать и использовать закономерности.
6. « Рисунок человека»
7. «Составление слов»
6.Выявление уровня образного мышления
7. Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
4
Коммуникатив-ные универсальные учебные действия
5
1. Запрещенные слова
Удовлетво-рённость образованием
1. Выявление уровня произвольности в общении со взрослыми и умение действовать по правилам
Социальный заказ родителей
- «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)
- Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман)
- Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
Социальный заказ родителей
- Выявление уровня сформированности действий направленных на учёт позиции собеседника.
- Выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.
«Уровень удовлетворённости учащихся и родителей образованием»
3.Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Выявление уровня удовлетворенности качеством образования.
Образец карты развития обучающихся
(1 А класс сентябрь-октябрь 2017)
№
Ф.И
Состояние здоровья по медицинским картам
1
Физический энергопотенциал
Ученик 1
2
1
Социальная адаптивность
Ученик 2
Социометрический статус
2
2
С
3
Понимательная способность
2
4
С
Общительный
Усвоение программного материала
Н
5
Н
Учебная активность
С
Держится в стороне
Эмоциональная потребность, хобби
6
7
Эмоциональная расположенность к ОУ
С
Н
4
Мотивация
8
Н
пение
9
Уровень воспитанности
2
10
В
Волевые навыки
рисование
С
11
Целепологание
С
12
С
Н
Самоконтроль
С
Самооценка деятельности
13
С
3
14
Н
Нравственно-этическая готовность
В
15
1
Поведение на уроке
3
Поведение вне урока
16
Н
Взаимоотношения с одноклассниками
2
17
3
18
Отношение к учителю
4
2
4
19
2
Эмоциональное благополучие
20
3
2
Комментарий психолога
3
1
21
4
2
Наблюдение
2
Коррекция
Т.
Желаем успехов!
Спасибо за внимание!