Семинар: «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося»
Цель:
Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.
Задачи:
разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;
создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.
Ход педсовета
Вступительное слово. Обоснование темы педсовета
1. Психологический настрой.
Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.
«Сядьте по удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».
(На фоне музыки)
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем семинаре.
Я не зря начала семинар с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
тема нашего психологического семинара
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника».
Упражнение «Разогревка - самооценки»
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы разделились на группы.
Метод «Ассоциации»
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, спокойствие и уют.
А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? у вас на столе есть карточки, придумайте ассоциации на каждую букву слова комфорт, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.
К-Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль
О- Обаяние, отношение, общение, ободрительный.
М- Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.
Ф- Формирование, форма
О- Обогатить, образовать, обстановка.
Р- Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.
Т- Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.
Так что же такое «психологический комфорт»?
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться от кого или чего-либо.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.
Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
просьбы, а не требования;
убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
Интеллектуальный комфорт - это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
сменой видов деятельности;
достижением желаемого результата;
поддержкой со стороны педагога;
верой в собственные возможности.
физический комфорт школьника связан с комфортной внутришкольной средой.
Из этого следует, что для психологического комфорта необходимы условия:
доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
создание ситуации успеха на уроке;
использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
комфортная внутришкольная среда
А значит для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции это:
«открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке сюда входит выбор пластической поза учителя, которая влияет на самочувствие и настроение ребенка
Пример преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
Подача информации с позиции «МЫ»
Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, , человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания.
А если представим себе состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минутТакая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.
Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.
Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит. Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение.
Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.
Уважаемые коллеги, настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной ситуации и обязательно принять правильную точку зрения. Наверное, у каждого из вас были конфликтные ситуации с учениками, которые нужно было решить, ведь конфликты безусловно влияют на психологическое состояние ребенка.
Каждой группе я предлагаю решить несколько конфликтных ситуаций и найти правильное с точки зрения педагогики и психологии решение
Работа в группах.
Группа №1
Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:
«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?
Каким образом можно предотвратить это?
Группа №2
Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс
он ответил: «Иди сама отсюда!»
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет
Заповеди учителя:
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при, каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы, за собственную беспомощность в общении с детьми.
Сейчас я раздам вам небольшие памятки «Заповеди учителя», которые помогут вам в работе, в воспитании и обучении детей.
И завершить наш семинар хотелось бы притчей “Все в твоих руках”.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня, было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…