СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический семинар: «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект+презентация психологического семинара  для педагогов  образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Психологический семинар: «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося»»

Семинар: «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося»


Цель:

Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

 
 Задачи:

разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;  

создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.


 Ход педсовета


 Вступительное слово. Обоснование темы педсовета


 1. Психологический настрой.


Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.

«Сядьте по удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем семинаре.

Я не зря начала семинар с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

тема нашего психологического семинара

«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника».

Упражнение «Разогревка - самооценки»

  1. если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

  2. если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

  3. если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

  4. если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

  5. если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу

  6. если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

  7. если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

  8. если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

  9. если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?

Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими  профессиональными приемами, что забываем о  психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы разделились на группы.

Метод «Ассоциации»

Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, спокойствие и уют.

А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? у вас на столе есть карточки, придумайте ассоциации на каждую букву слова комфорт, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.

К-Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О- Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М- Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф- Формирование, форма

О- Обогатить, образовать, обстановка.

Р- Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т- Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

Так что же такое «психологический комфорт»?

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться от кого или чего-либо.


Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.

Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

просьбы, а не требования;

убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

четкую организацию, а не жесткую дисциплину;

Интеллектуальный комфорт - это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

сменой видов деятельности;

достижением желаемого результата;

поддержкой со стороны педагога;

верой в собственные возможности.

физический комфорт школьника связан с комфортной внутришкольной средой.

Из этого следует, что для психологического комфорта необходимы условия:

  1. доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

  2. создание ситуации успеха на уроке;

  3. использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

  4. комфортная внутришкольная среда

А значит для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции это:

«открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке сюда входит выбор пластической поза учителя, которая влияет на самочувствие и настроение ребенка

Пример преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

 Подача информации с позиции «МЫ»

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, , человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания.

А если представим себе состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минутТакая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.


 Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит. Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение.

Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

Уважаемые коллеги, настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной ситуации и обязательно принять правильную точку зрения. Наверное, у каждого из вас были конфликтные ситуации с учениками, которые нужно было решить, ведь конфликты безусловно влияют на психологическое состояние ребенка.

Каждой группе я предлагаю решить несколько конфликтных ситуаций и найти правильное с точки зрения педагогики и психологии решение

Работа в группах.

Группа №1

Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:

«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?

  • Ваши действия?

  • Что могло спровоцировать, такую ситуацию?

Каким образом можно предотвратить это?

Группа №2

Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс

он ответил: «Иди сама отсюда!»

  • Ваши действия?

  • Что могло спровоцировать, такую ситуацию?

  • Каким образом можно предотвратить это?


Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке

  1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

  2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

  5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет

Заповеди учителя:

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при, каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы, за собственную беспомощность в общении с детьми.

Сейчас я раздам вам небольшие памятки «Заповеди учителя», которые помогут вам в работе, в воспитании и обучении детей.

И завершить наш семинар хотелось бы  притчей “Все в твоих руках”.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.


Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня, было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!