Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Проверка и оценка результатов обучения является важным компонентом деятельности учителя. Следует помнить, что оценочная деятельность является составляющей межличностного общения. С одной стороны, учитель оценивает работу ученика, а с другой – ребенок «оценивает», иначе говоря, воспринимает оценку учителя (слайд 2).
Два термина «оценка» и «отметка» имеют разное значение (слайд3).
«Оценка» - значительно более широкое понятие, чем «отметка». Под оценкой имеется в виду процесс, деятельность оценивания, осуществляемые учителем, который выражается в развернутом оценочном суждении (вербальной форме), основанном на содержательном анализе результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию.
Отметка же является результатом этого процесса, его знаковым выражением (выражается в баллах). Отметка играет роль простого отражателя результата учебного процесса, в жизни ребенка является источником радости или серьезных огорчений. И не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в оценочной стороне обучения.
Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Оценка имеет лишь два значения – положительное и отрицательное, а отметка – несколько ранговых значений.
Обсуждать психологические аспекты в оценивании учебной деятельности ребенка очень важно.
Психолог Ананьев выделил две основные функции оценки (слайд4).
Во-первых, оценка выполняет ориентирующую функцию, так как способствует осознанию учеником процесса и результатов умственной работы.
Во-вторых, оценка оказывает стимулирующее воздействие на аффективно-волевую сферу ученика благодаря переживанию успеха или неуспеха, формированию притязаний и намерений.
Таким образом, оценка существенно влияет на интеллектуальную (имеет место ускорение или замедление темпов умственной работы) и личностную сферу ученика, а это ни что иное как формирование интеллектуальной и личностной компетентности.
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Почему? (слайд 5) Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
(слайд 6)Если рассмотреть диагностику Филипса 5 классов, то по результатам диагностики в данных классах повышенная тревожность по таким показателям: фрустрация в потребности достижения успеха, т.е неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, проблемы и страхи в отношении с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка), переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты со сверстниками. При работе с учениками необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны одноклассников, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
Остановлюсь на этом подробнее.
1. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.
2. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.
3. Школьная тревожность, которая часто выявляется у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.
4. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей.
5. И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.
Система требований к педагогической оценке.
Оценка учителя должна быть: (слайд7).
объективной – непредвзятой, беспристрастной; в педагогической оценке не должны содержаться субъективные мнения учителя о конкретном ребенке;
адекватной – соответствовать реальным показателям конечного результата – количественным и качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
мотивированной – содержащей четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом; для этого учитель должен прибегнуть к доводам, доказательствам, обоснованию и убеждению, показателям того, что оценка убедительно выступает фактом совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
критической – содержащей указания на определенные недостатки в работе, ориентирующей ученика на эталоны, образец; воспитывающей чувство неудовлетворенности;
стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, к намеченной перспективе, содержащей оптимистическое начало;
дифференцированной – состоящей из отдельных частных оценок, содержащих в себе четкие указания; (слайд8)
заинтересованной – выражающей интерес к личности ребенка, радость по поводу его успехов, веру в его возможности;
выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и в получении результатов;
понятной – четкой и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей;
уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его права на собственные ошибки.
Чтобы правильно воспринимать отношение учащихся к оценке предлагаю познакомиться с возрастными особенностями ребенка и педагогической оценкой. (слайд 9).
Старший дошкольный возраст
|
Добавляются педагогические оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. В этом возрасте различные виды педагогического стимулирования детей еще равноценны. Сознательные предпочтения одних видов педагогических стимулов перед другими еще не наблюдаются.
|
Младший школьный возраст
|
В глазах детей особенную ценность приобретают стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.
|
Подростковый возраст
|
Прежние способы стимулирования, появившиеся в более ранние годы, сохраняют свою роль. Но главное состоит в том, что дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.
|
Старший школьный возраст
|
Значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков. Педагогические оценки, как правило, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным. Это соответствует самоактуализации личности.
|
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Психологические аспекты оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания: (слайд10).
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простые правила: (слайд11).
· при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
· Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
· Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
· Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
· Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
нельзя ставить отрицательные отметки:
· (за плохое поведение); если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
Закончить свое выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского: «Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок, а потом – ученик. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но прежде всего мое отношение к нему как к человеку» (слайд 11).
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! (слайд12).
Литература.
- Чошанов, М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М.А. Чошанов // Педагогика.- 2000.- №10.- с. 95.
- Ксендзова, Г. Школьная отметка: стимулятор умения или "дамоклов меч"? / Г. Ксендзова // Директор школы.- 2000.- №5.- с. 49.
- Цукерман, Г.А. Что оценивает объективная оценка? / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование.- 1997.- №4.- с. 65.
- Ксендзова, Г. Механизмы самоопределения школьника / Г. Ксендзова // Директор школы.- 2000.- №6.- с.62.