Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1
города Сычевки Смоленской области
Психологические аспекты самоутверждения подростков
(выступление на педагогическом совете)
Педагог-психолог: Станкевич Е.В.
Подростковый период - это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.
В подростковом возрасте еще более ярко проявляются потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении.
Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько и сильна, что ради признания ровесниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Что иногда подростки готовы к нарушениям норм и правил поведения,
Формы самоутверждения подростка могут быть разнообразными. Простейшая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использование косметики, ношение своеобразного одежды, использование нецензурной лексики).
Еще одна форма самоутверждения подростков – повышение агрессивных проявлений в поведении. Согласно утверждениям А. Н. Леонтьева одним из основных мотивов проявления агрессии, а точнее вербальной агрессии , в конкретных речевых ситуациях являются мотивы, связанные потребностью в самореализации и самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др. [4, с. 93].
Социально-психологическая служба МБОУ СШ №1 города Сычевки Смоленской в 2015-2016 учебном году проводила диагностику уровня агрессии (опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии» [2.с.78] ) среди старших подростков в 10 классе высокий уровень агрессии у 25%, в 11 классе «а» - 62%, 11»б» - 67%, так же выявлен высокий уровень вербальной агрессии: в 10 классе – у 44% учащихся, 11 «а» - 93%, 11 «б» - 77%.
Причинами повышенного уровня агрессии у подростков являются следующие причины:
бедность ценностных ориентаций,
их примитивность,
отсутствие увлечений,
узость и неустойчивость интересов,
низкий уровень социализации личности ,
потребность в самоутверждении.
Положительными формами самоутверждения и факторами снижения агрессивного поведения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, выполнение общественно полезных дел, самоутверждения учащихся через внеучебную деятельность. Подростки с увлечением занимаются исследовательской и творческой деятельностью в учебно-научных кружках и творческих объединениях.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [ 5 ], а значит и самоутверждения личности.
Целью любой внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора [3], который зависит от интересов подростка, от вида творческой деятельности, в котором лучше всего человек может себя проявить. В свою очередь выбор вида творчества зависит от: склада личности, привычек, воспитания, темперамента, способностей, особенностей жизненного пути.
Творчество – это форма самоутверждения личности.
Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности, самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей [6] .
Педагог В.А. Сухомлинский считал, что «творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье, переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет…» [7, с.243].
Николай Бердяев в своей работе «Самопознание» в главе 8 «Мир творчества: «Смысл творчества» и переживание творческого экстаза» писал: «Я понял, что сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема, иначе человек опускается вниз…. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил» [1, с.124].
Психологи выделяют следующие виды творчества:
Научное творчество включает в себя поиск того, что уже существует, но не доступно нашему сознанию, изучение явлений и разных закономерностей развития мира.
Техническое творчество создание открытий и изобретений, создание новых материальных ценностей.
Художественное творчество состоит в создании эстетических ценностей, образов, которые вызывают в человеке духовные переживания.
Сотворчество – это уровень восприятия, который позволяет зрителю или слушателю понять за событийной стороной произведения его глубинный смысл, то есть тот подтекст, который автор хотел донести зрителю [2. с.23].
Такая классификация дает возможность подростку выбора творческой деятельности, который будет удовлетворять его складу личности, привычкам, способностям, особенностям воспитания и темперамента. На основе этого выбора подросток может выбрать направление (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное) и форму внеурочной деятельности (кружок, классный час, экскурсия, проектная деятельность, школьные научные сообщества, театр и др.)
Педагоги могут помочь подросткам в вопросе самоутверждения, организовывая их внеурочную деятельность так, чтобы в основе занятий было подростковое творчество, так же помочь определиться с выбором направления внеурочных занятий, что способствует снижению агрессивных проявлений, социализации и самовыражению учащихся.
Список используемой литературы:
Бердяев Н. Самопознание. – М.: 1990.
Ильина Е.В. Психология творчества, креативности и одаренности. – М.: 2001.
Исламова Ф.Н.Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/20/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v)
Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. — М., 1974. — 245 с.
Лотова А.А."Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения"Лотова Антонина Анатольевнаultiurok.ru/files/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-vazhnoie-usloviie
Ромах О.В., Слепцова А.О.творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности (http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/661-creativity-as-a-condition-for-the-formation-and-self-talented-individuals.html)
Сухомлинский В.А.Избранные педсочинения: в 3 т. Том 2. — М.: Педагогика, 1979.
Приложение: интерактивная презентация «Психологические аспекты самоутверждения подростков»