Психологические возрастные особенности детей 11-12 лет
Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
О.В. Хмельницкая
Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака.
- Есть ли у вашего ребёнка шахматы,
кошка, лыжи и собака?
Или хотя бы хомяк.
- Есть ли у вашего ребёнка
хоть что-нибудь из этого списка?
Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
- Предподростковый возраст – 11–12 лет
(5 - 6 кл.).
- Младший подростковый возраст – 13–14
(7-8 кл.).
- Средний подростковый возраст – 14-15
(8-9 кл.).
Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
- Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
- Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания («Я» - концепции), выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
- Резкое изменение условий обучения;
- Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
- Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
- Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто — и в разных кабинетах.
- В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).
- И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
- они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
- готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
- опоздания на урок,
- забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
- не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:
- они испытывают растерянность,
- всё время всё путают и забывают,
- не могут сосредоточиться на учёбе.
- Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником
Основные задачи развития в 5 классе:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями
- формирование умения учиться в средней школе
- развитие учебной мотивации, формирование интересов
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
- формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Основные задачи развития в 6 классе:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
- формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
- формирование интереса к другому человеку как к личности
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
Основные задачи развития в 6 классе:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …
- Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …
- Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …
- Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …
- Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …
- А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
- Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий.
Необходимо знать о том, что…
Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.
Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так ,
как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.
- В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
- — к депрессиям;
- — к агрессии;
- — к суицидам.
Важно помнить, что
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.
Чем проповедь выслушать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет.
Литература:
- Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!).
- Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18.
- Рэй Бредбери. Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8.
- Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…