Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 9-11 классов (Презентация к родительскому собранию)»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-17 лет)
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
О.В. Хмельницкая
Юношеский возраст - это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности
- Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
- Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.
- Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
Особенности возраста:
- завершение физического развития организма, полового созревания
- замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
- быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
- развитие самосознания
- развитие индивидуальности
- выбор профессии
- начало формирования взаимных отношений между полами.
- Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.
- Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.
- Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.
- Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении.
- Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.
- В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша/девушка оценивает взрослого.
- Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.
Однако в юношеском возрасте существуют свои «риски», которые могут привести к негативным последствиям. Неутешительная статистика по росту суицидов среди молодых людей побуждает нас обратить внимание на проблемы юношеского возраста.
Стрессоры - негативные раздражители, способствующие суицидальным проявлениям
- Серьезные проблемы в семье
- Отвержение сверстниками
- Смерть любимого или значимого человека
- Разрыв отношений с любимым человеком
- Межличностные конфликты
- Проблемы с дисциплиной или законом
- Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении и так далее
- Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
- Длительное пребывание в роли жертвы
- Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
- Финансовые проблемы
- Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
- Заражение болезнями, передающимися половым путем
- Серьезные телесные болезни
- Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы
Потребности подростков
абс
В любви
24
В самоуважении
%
8
В уважении окружающих
29,6
6
9,9
В максимальной реализации своих способностей
7,4
2
В чувстве безопасности
В чувстве справедливости
2
2,3
4
В получении поддержки со стороны родителей, друзей, педагогов
2,5
17
В свободе, свободно высказывать свои мысли
5
5
21
Прочие
6,2
4
5
Предвестники суицида (словесные и поведенческие):
Незамеченные предвестники
Уход в себя, в свой внутренний мир
21
30%
12
Открытые высказывания подростков о намерении свести счеты с жизнью
14,8%
7
Необычные разговоры с друзьями
8,6%
2
Тяга к острым ощущениям
Неожиданное приведение в порядок своих дел
2,5%
2
2,5%
1
Интерес к лекарственным препаратам
1,2%
1
1,2%
Способы предотвращения
Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность»,
особенно с семьёй и друзьями.
Ранняя идентификация и соответствующее лечение
расстройств психики — важная часть стратегии профилактики.
Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях.
Отдельное внимание эксперты уделяют средствам массовой информации, которые могут невольно спровоцировать суицид, в то время как СМИ могут играть главную роль в сокращении случаев дискриминации людей с суицидальными наклонностями и расстройствами психики.
В Республике Татарстан функционирует детский телефон доверия, подключенный к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122
БУДУЩЕЕ РОССИИ В ТВОИХ РУКАХ