СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности детей 9-11 классов (Презентация к родительскому собранию)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления перед родителями старшеклассников

Психологические особенности детей 9-11 классов (Презентация к родительскому собранию)

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 9-11 классов (Презентация к родительскому собранию)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ  (15-17 лет) Педагог-психолог высшей квалификационной категории О.В. Хмельницкая

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-17 лет)

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

О.В. Хмельницкая

Юношеский возраст - это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.   Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.   Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

Юношеский возраст - это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности

  • Специфика возраста обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
  •   Центральное, личностное новообразование готовность к личностному и жизненному самоопределению.
  •   Ведущая деятельность интимно-личностное общение.

Особенности возраста: завершение физического развития организма, полового созревания замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей развитие самосознания развитие индивидуальности выбор профессии начало формирования взаимных отношений между полами.

Особенности возраста:

  • завершение физического развития организма, полового созревания
  • замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
  • быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
  • развитие самосознания
  • развитие индивидуальности
  • выбор профессии
  • начало формирования взаимных отношений между полами.

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.
  • Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.
  • Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.
  • Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.

Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении.
  • Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.
  • Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша/девушка оценивает взрослого.
  • В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша/девушка оценивает взрослого.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.
  • Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Однако в юношеском возрасте существуют свои «риски», которые могут привести к негативным последствиям.   Неутешительная статистика по росту суицидов среди молодых людей побуждает нас обратить внимание на проблемы юношеского возраста.

Однако в юношеском возрасте существуют свои «риски», которые могут привести к негативным последствиям. Неутешительная статистика по росту суицидов среди молодых людей побуждает нас обратить внимание на проблемы юношеского возраста.

Стрессоры - негативные раздражители, способствующие суицидальным проявлениям Серьезные проблемы в семье Отвержение сверстниками Смерть любимого или значимого человека Разрыв отношений с любимым человеком Межличностные конфликты Проблемы с дисциплиной или законом Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении и так далее Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других Длительное пребывание в роли жертвы Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам) Финансовые проблемы Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки) Заражение болезнями, передающимися половым путем Серьезные телесные болезни Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Стрессоры - негативные раздражители, способствующие суицидальным проявлениям

  • Серьезные проблемы в семье
  • Отвержение сверстниками
  • Смерть любимого или значимого человека
  • Разрыв отношений с любимым человеком
  • Межличностные конфликты
  • Проблемы с дисциплиной или законом
  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении и так далее
  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
  • Длительное пребывание в роли жертвы
  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
  • Финансовые проблемы
  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
  • Заражение болезнями, передающимися половым путем
  • Серьезные телесные болезни
  • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Потребности подростков абс В любви 24 В самоуважении % 8 В уважении окружающих 29,6 6 9,9 В максимальной реализации своих способностей 7,4 2 В чувстве безопасности В чувстве справедливости 2 2,3 4 В получении поддержки со стороны родителей, друзей, педагогов 2,5 17 В свободе, свободно высказывать свои мысли 5 5 21 Прочие 6,2 4 5

Потребности подростков

абс

В любви

24

В самоуважении

%

8

В уважении окружающих

29,6

6

9,9

В максимальной реализации своих способностей

7,4

2

В чувстве безопасности

В чувстве справедливости

2

2,3

4

В получении поддержки со стороны родителей, друзей, педагогов

2,5

17

В свободе, свободно высказывать свои мысли

5

5

21

Прочие

6,2

4

5

Предвестники суицида (словесные и поведенческие): Незамеченные предвестники Уход в себя, в свой внутренний мир 21 30% 12 Открытые высказывания подростков о намерении свести счеты с жизнью 14,8% 7 Необычные разговоры с друзьями 8,6% 2 Тяга к острым ощущениям Неожиданное приведение в порядок своих дел 2,5% 2 2,5% 1 Интерес к лекарственным препаратам 1,2% 1 1,2%

Предвестники суицида (словесные и поведенческие):

Незамеченные предвестники

Уход в себя, в свой внутренний мир

21

30%

12

Открытые высказывания подростков о намерении свести счеты с жизнью

14,8%

7

Необычные разговоры с друзьями

8,6%

2

Тяга к острым ощущениям

Неожиданное приведение в порядок своих дел

2,5%

2

2,5%

1

Интерес к лекарственным препаратам

1,2%

1

1,2%

Способы предотвращения   Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность», особенно с семьёй и друзьями.  Ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики — важная часть стратегии профилактики.  Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях.  Отдельное внимание эксперты уделяют средствам массовой информации, которые могут невольно спровоцировать суицид, в то время как СМИ могут играть главную роль в сокращении случаев дискриминации людей с суицидальными наклонностями и расстройствами психики.

Способы предотвращения

Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность»,

особенно с семьёй и друзьями.

Ранняя идентификация и соответствующее лечение

расстройств психики — важная часть стратегии профилактики.

Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях.

Отдельное внимание эксперты уделяют средствам массовой информации, которые могут невольно спровоцировать суицид, в то время как СМИ могут играть главную роль в сокращении случаев дискриминации людей с суицидальными наклонностями и расстройствами психики.

 В Республике Татарстан функционирует детский телефон доверия, подключенный к единому общероссийскому телефонному номеру  8-800-2000-122

В Республике Татарстан функционирует детский телефон доверия, подключенный к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122

БУДУЩЕЕ РОССИИ В ТВОИХ РУКАХ

БУДУЩЕЕ РОССИИ В ТВОИХ РУКАХ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!