Психологические особенности лиц со сложным дефектом |
Категория | Познавательная сфера | Эмоционально волевая сфера | Личная сфера |
Ощущение | Восприятие | Внимание | Представление | Мышление | Память | Речь | Воображение | | |
| |
Нарушение слуха + ДЦП | | Трудности в зрительном восприятии предметов | Низкое не произвольное внимание | Не развиты конструктивные и пространственные представления | Недостаточное развитие абстрактного мышления | Лучше развито наглядное, словестное запоминание снижено | Не редко наблюдается дизартрия, речь-произносит, умение формировать ее крайне трудно, трудно овладевает письмом | | Неспособность к психологическому усилию | Не критичны к себе, нарушена произвольная регуляция |
Слепота + УО | Активное использование ощущения, особенно осязание | Процесс восприятия слова осуществляется побуквенно, требуется больше времени т.к. замедленный темп восприятия | Объем внимания маленький | Стереотипия представлений, отсутствие или неточность представленных представлений об объектах, фрагментарность образов | Отсутствие связей между словом, образом и действием затрудняет формирование мыслительных операции | Слабая возрастная динамика результативности запоминания замедленное формирование производительности | Плохо понимает инструкцию слабость регулировки речи | | Эмоциональная неустойчивость повышенная утомляемость | Замкнутость, изменчивое поведение |
УО + ДЦП | | Недостаточное развитие предметного восприятия | Низкое произвольное внимание | Плохо развиты пространственные представления | Конкретное и инертное мышление | | Многообразие речевых форм недостаточность произвольных артикуляционных движений | | Неспособные к психическому усилию | Трудность установления контакта |
Слепота + Глухота (слепоглухота) | Костная чувствительность-способ познания окружающего. Осязание активно используется для познания. Используют все виды ощущений | Нет оринтировочно-иследовательской деятельности | | Формирование представлений посредством осязания, представления бедные | Особенность мышения характерна для более младшего возраста | Двигательная через осязание, память | При спец. обучении-словестная речь; в основном используются жесты | | Стремление избежать трудности, слабость эмоциональных связей | Примитивность нравственных оценок и критериев, недостаточное осознание себя и своего "Я"; бедность представления о себе в будущем и прошлом. Иногда эгоцентризм трудности идентификации себя самого как следствие гиперопеки, завышенная самооценка |
Нарушение слуха + ЗПР | Особая роль зрительных ощущений | Незначительные отставания в развитии зрительные восприятия | Повышенная утомляемость | | Отставания в развитии наглядного мышления | Отставание в развитии образной памяти | Существенное отставание в развитии словестной речи в овладении восприятием речи и произношением | | Повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, недостаточность целенапрвленности | Изменчивое поведение, замктнутость |
Нарушение слуха и УО | | | Трудности в фиксации вниманияна определенных предметах | | | | Отставание и своеобразие в развитии речи | | Бедные невыразительные эмоции | Замкнутость у большинства |