СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры»

Т.А.Ульянова

Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.

Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.


Не является открытием то, что в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет педагогическое общение. Учитель должен не только хорошо излагать материал и уметь преподать его, но и организовывать детский коллектив и устанавливать деловые взаимоотношения со своими подопечными. Коммуникативные способности - это очень важная составляющая профессионального мастерства педагога.

Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет особые требования к методике профессионально-педагогического общения.

В чем заключается специфика организации занятий физической культурой:

место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений;

Специфика деятельности на уроке физической культуры:

  • регламентированность: подчинять деятельность точно установленным

правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения упражнений,определение количества повторений упражнений, соответствие технике выполнения упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.);

  • деловитость: учитель выступает как личность значимая. Основной задачей

общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием – передача практического опыта;

  • лаконичность - немногословность в изложении мыслей с использованием

минимального количества слов (донести информацию до ученика кратко, понятно и доходчиво.) Отказ при выполнении упражнений от всех лишних движений – технически правильно, по одной линии, в одном темпе и т.д. Ситуация на уроке складывается так, что предисловие отвлекает от важной информации. Этим мы забираем свое время, силы и энергию у себя и учеников;

  • эмоциональность -похвала и порицание ученика -«хорошо», «здорово»,

«вот так», косвенное одобрение и убеждение, «плацебо», дружеская атмосфера, толерантность и т.д.;

  • императивный тон учителя - повелительный: «Равняйсь!», «Смирно!»,

«Вольно!», «Внимание», «На старт!», «Марш!», «Сюда!», «Выше!», «Сзади!»;

  • незаконченность фраз («медленнее…?» - «выполнять упражнение

медленнее», «иди в шестой», «поменялись», «еще», «еще раз повторяем упражнение или комбинацию», «попеременное лидирование» - «бежать в колонне по одному с переменой лидера», «вдох-выдох» - «выполнять вдох-выдох»; «на местах» - «сейчас все остаются на местах», «линию» - «закроите блоком удар по линии в зону 5»;

  • терминология:«дриблинг», «хват сверху», «блок-шот», «фартлек»,

«курбет», «сальто», «капитанский подъем», «подрезка», «пенальти», «навес» «ласточка», «захлест», «амплитуда», «жим», «подкат», «стойка», «крест», «волна», «растяжка», «мост», «полсетки», «атака барьера», «вертушка», «бабочка», «аут», «зона» и др.

  • неречевое общение: жесты: руками – рука вверх учителя - «Внимание-готовность»; рука вверх участника игры в баскетболе – «я свободен для передачи мяча» и др.; головой– покачивание -«неважно выполняем»; «кивок» -«все хорошо», участник игровых действий показывает головой в сторону – передача «шире», «прострел»; пальцами - указательный вверх разыгрывающим в баскетболе – играем известную комбинацию. мимика: губами(«О»-сыграем обман); бровями (бровями вверх – высокая передача); жестикулярно-мимические формы - сочетание жестов и мимики(«пас…пас»…,а потом жест); двигательные (моторные) формы - хлопки руками учителя – выполнение в таком ритме упражнения; в играх баскетбол и в гандбол - повторная передача или передача определенному игроку (центровому) означает начало конкретной комбинации; звуковые формы: свисток – начало и остановка игры, выполнения упражнения, смены действий или направления движения, «хоп» или «хоо» - вместо «Марш!», «пас»; «раз, два, три» - 3-х - шажный ритм в прыжках в высоту и в метании мяча, гранаты; графические формы – схемы расстановки и движения игроков, карточки с рисунками заданий, «стрелки» в баскетболе - владение мячом команды и др.

Также для урока физической культуры характерны три элемента профессионально-педагогического общения - это информационно-организующее, аффективно-оценочное и регулятивно-оперативное. Данные функции напрямую связаны с компонентами, которые составляют структуру психолого-педагогического общения: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Элементы познавательного компонента профессионально-педагогического общения на уроке физической культуры образуют его информационно- организующий вид, что связано с обменом информацией, сделанной совместной деятельности учениками и учителем во время урока. Прежде это относится к объяснению и показу учебного материала, раскрытию особенностей ученика, применение знаний о социально-психологической сущности личности (учитель).У учащихся это в полной мере должно проявляться в активности, инициативности, самопознании и самовыявлении, овладении самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями, приобретении самых разных знаний о партнерах и о способах деятельности.

Однако, наличие жесткой регламентации в построении урока и в обучении двигательным действиям, и в развитии физических качеств ограничивает временные рамки развития познавательной активности учащихся на уроке физической культуры. Раздел программы по физической культуре «Основы знаний» входит в процесс урока.

Составной частью эмоционального компонента профессионально-педагогического общения и его аффективно-оценочного вида являются шутки во время урока. Причины для них разные, но они всегда сбрасывают напряжение во взаимоотношениях и избегают конфликтных ситуаций. Внимание и оценка одна из самых эффективных форм воздействия учителя на личность и деятельность своих воспитанников. На оценки учеников в большей степени влияет и их пол и возраст. Завышенная либо заниженная самооценка юношей(мальчиков) связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девушки (девочки). При оценке результатов их деятельности учителю необходимо знать, что девушки (девочки) крайне чувствительны к интонациям, а юношам (мальчикам) важен результат их деятельности. Девушкам (девочкам) свойственны спокойные или выдержанные по правилам игры, юношам (мальчикам) присущи шумные, наполненные движением игры, дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает у них положительный эмоциональный фон. С возрастом двигательная активность и эмоциональность на уроках физической культуры не падают, как пишут и говорят, просто они становятся более конкретно выраженными.

Урок физической культуры всегда несет эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Нельзя обойти вниманием эмоциональные стороны личности учеников. И учителю надо считаться с тем, что одни слова психологического воздействия подстегивают, активизируют одного и обезоруживают другого. Для проявления мастерства учителя важную роль играет эмоциональная выразительность его речи, ее воздействие на эмоциональные чувства его учени­ков, активизацию их деятельности и оптимизацию профессионально-педагогического общения в целом. В связи с этим, немаловажную роль на уроке физической культуры играет стиль общения учителя с учениками. Харак­терным стилем профессионально-педагогического общения учителей физической культуры является демо­кратический, имеет место либеральный (играть без правил) и авторитарный («Делай как я»), но частота и интенсивность их использования определяется конкретным индиви­дуальным стилем взаимодействия с учениками. Все стили общения воздействуют и на трудовую реализацию учителяи на поведение воспитанников. Учитель физической культуры должен общаться с учениками-спортсменами более внимательно, так как они на уроках физической культуры являются лидерами в классе и в большей степени влияют на общий тон профессионально-педагогического общения, но доброжелательно относиться ко всем ученикам,не допуская доминирования традиционных способов общения, видами, отличающимися формализмом, утилитаризмом и прагматизмом.

На уроках физической культуры чаще всего встречаются элементы поведен­ческого компонента. В совместной деятельности и общении ученики осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива класса, команды (игровая и соревновательная деятельность), соответственно относиться к друг другу (уважение, подражание), организовывать оптимальное общение (толерантность) с партнерами при выполнении упражнений. Оперативная связь учета реакции ученика и корректировка собственных действий (учитель) оптимизирует и постоянно совершенствует весь ход общения. Переход к действиям, связь с практическими действиями на уроке физической культуры все время чувствуется и происходит в подтексте общения, готовности к действиям как итог процесса общения. Учитель на уроке физкультуры постоянно поддерживает обратную связь высказываний, взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ действий, постоянно в ожидании реплики-ответа. При регулятивно-оперативном виде профессионально-педагогического общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) учеников друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений. Учителю нужно стараться уходить от проявления шаблонов (одни и те же упражнения, но в разных классах), не игнорировать индивидуально-личностные особенности учащихся, не выражать конкретные указания, советы, требования, ультимативные рекомендации относительно совместной деятельности, не обращать внимания на вне­шнюю и формальную сторону, а обращать более пристальное внимание на мотивы, выражающие содержательную сторону поведения ученика, остающиеся вне поля зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психологический анализ общительности спортивных педа­гогов. В: Развитие личности в современном обществе. Елените, 1989.

  2. Использование средств общения на уроке физической культуры // Психологические аспекты физического воспитания школьников: Тезисы Первой Республиканской научной конференции по психологии физического воспитания школьников 16-18 мая 1990 года. Курган, 1990.

  3. Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное пособие. Оренбург, 2009.