Просмотр содержимого документа
«Психологические рекомендации педагогам «Особенности работы с детьми с ОВЗ»»
Материал подготовлен педагогом-психологом МКОУ «СОШ №6» Ивахненко О.В.
Информация для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ».
По данным медиков, в последние годы среди всех новорожденных 90 % детей имеют различные патологии. Благодаря своевременному вмешательству и сопровождению врачей, у части детей происходит компенсация, и развитие идет по нормативному пути. Большую работу проводят и специалисты детских садов.
Тем не менее, 15-45 % поступающих в школу детей испытывают трудности в обучении. У многих из этих детей трудности обучения обусловлены физиологическими причинами. На сегодняшний день выделяется 10 категорий проблемных детей.
У таких детей крайне редко бывает грамотное письмо. Им требуется индивидуальный подход в обучении русскому языку и литературе, который предусматривает занятия с логопедом (логопед формирует представления о звуко-буквенном составе слова, коррегирует дефекты звукопроизношения и и т. д.). Следующая задача в работе с такими детьми – восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Это все желательно проделывать в начальной школе.
Кроме того, для таких детей необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку. Для таких детей полезно проговаривание вслух того, что пишут и формирование письма с отрывом каждого элемента буквы и самих букв. В начальной школе – освобождение от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.
Дети, нуждающиеся в обучении в классах VII и VIII видов - это дети с недостаточным уровнем развития познавательных процессов, с возможными эмоционально-волевыми и поведенческими расстройствами.
Многие из этих детей перенесли негрубое поражение ЦНС на этапе внутриутробного развития, получили легкую родовую травму или травму в период раннего детства. Причиной задержки психического развития может также быть недоношенность ребенка, близнецовость, инфекционные заболевания в раннем детстве и многие другие причины. Часто психическое развитие здорового ребенка затормаживается вследствие социально-педагогической запущенности ребенка.
У этих детей нарушаются процессы формирования высших психических функций, которые тесно связаны с обучением и воспитанием ребенка. Часто недостатки развития проявляются в форме нарушений умственной работоспособности, недостатков мелкой моторики, трудностях во взаимодействии с окружающим миром, нарушении адаптации в социуме и т.д. Нарушается скорость и объем воспринимаемой информации, отсюда вытекает основное правило работы с такими детьми:
Учебный материал этим детям нужно давать в малых количествах и предоставлять им больше времени на восприятие и переработку.
Трудности при приеме и переработке информации ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности к замедленному формированию процессов обобщения и классификации, выделения существенных признаков, действия по аналогии. У этих детей выявлены следующие особенности:
Отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу классного руководителя оформить что-либо в классе.
Отсутствие социально направленной инициативы. Круг интересов детей ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение.
Познавательный интерес не выражен.
Мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе.
Не сформирована роль ученика.
Произвольность в процессе учебной деятельности внешняя вынужденная («из-под палки»).
Еще одна закономерность – изменения в развитии личности ребенка. Это дети с повышенным уровнем агрессивности, эмоциональности, склонные к употреблению психоактивных веществ.
Все вышеперечисленной приводит к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором очень мал, ограничен бытовыми ситуациями.
Дети с ОВЗ имеют, как правило, аномальную самооценку – чаще завышенную. Поэтому при выполнении задание рассчитывают на получение высокой оценки. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, педагогу каждый раз при постановке задания нужно говорить о его реальной степени сложности, объясняя, на какую оценку можно рассчитывать при его выполнении. («Если ты выполнишь это задание, я поставлю тебе 3»).
К таким детям необходим индивидуальный подход с учетом особенностей ребенка, чтобы обеспечить оптимальной умственное и физическое развитие.
Чтобы дети не чувствовали себя хуже остальных, не переживали «школьную скуку», на уроках необходимо им давать индивидуальные задания: на карточках, по учебнику, используя дополнительный материал, давая возможность выступать перед всем классом, почувствовать себя успешным.
Постепенно, когда ребенок освоит простые задания, необходимо повышать их сложность.
Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому требуют особого внимания и нуждаются в помощи.
Необходимо поощрять малейшие успехи детей, развивая их веру в собственные силы и возможности.
Переходить к следующему виду упражнений только после усвоения предыдущих.
Нужно стараться задействовать все каналы восприятия информации.
Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и ответа на него.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал. Нужно разбить его на отдельные информационные куски и давать по мере усвоения.
Не спрашивать только что усвоенный на уроке материал, дать возможность подготовиться дома.
Путем правильной тактики опроса, поощрениями («Молодец», «Умница» и т. п.) формировать у ученика уверенность в своих силах, знаниях, возможности учиться.
Очень осторожно оценивать неудачи ученика, быть тактичным.
В минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.