СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем же заключается процесс адаптации?

В первую очередь, под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям.  Если же говорить о школьной адаптации, то она представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ёе результатом может стать как адекватный механизм, приводящий кадаптированности обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий кдезадаптированностиребенка.

В психолого-педагогической литературе выделяются 4 уровняприспособления ребенка в школе.

Уровень адаптации

Описание

Адаптированность

Дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке

Средний

Дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке

Низкий

При внешней сформированности учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом – Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими

Дезадаптированность

Дети с явными признаками сформированностями школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой.

Заметим, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные олигофренией, грубыми органическими расстройствами, физическими дефектами и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.»

АДАПТАЦИЯ   учащихся  5-ых классов.

АДАПТАЦИЯ учащихся 5-ых классов.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ :   Переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками . Изменение самооценки ребенка - теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько . Разнообразие требований по разным предметам . Возрастание нагрузки и темпа работы. Изменение условий обучения. Много новых кабинетов. Новый классный руководитель. Ослабление (отсутствие) контроля. Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней и др.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ :

  • Переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками .
  • Изменение самооценки ребенка - теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько .
  • Разнообразие требований по разным предметам .
  • Возрастание нагрузки и темпа работы.
  • Изменение условий обучения.
  • Много новых кабинетов.
  • Новый классный руководитель.
  • Ослабление (отсутствие) контроля.
  • Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней и др.
Признаки успешной адаптации : удовлетворенность ребенка процессом обучения. ребенок легко справляется с учебной программой. степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки успешной адаптации :

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  • ребенок легко справляется с учебной программой.
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Результаты диагностики тревожности:

Результаты диагностики тревожности:

Мотивация учения

Мотивация учения

Мотивация учения

Мотивация учения

   Групповая сплоченность 5-х классов .

Групповая сплоченность 5-х классов .

Групповая сплоченность 5-х классов

Групповая сплоченность 5-х классов

Анализ результатов диагностики учащихся  5-ых классов показывает, что:  - Адаптационный период для большинства школьников проходит успешно; - Идет формирование классного коллектива; - Учащиеся показывают хорошую мотивацию учения; В целом адаптированность пятиклассников к условиям средней школы:  - адаптировались 80 % учащихся; - у 20% учащихся адаптация продолжается и имеет благоприятное течение.

Анализ результатов диагностики учащихся

5-ых классов показывает, что:

- Адаптационный период для большинства школьников проходит успешно;

- Идет формирование классного коллектива;

- Учащиеся показывают хорошую мотивацию учения;

В целом адаптированность пятиклассников к условиям средней школы:

- адаптировались 80 % учащихся;

- у 20% учащихся адаптация продолжается и имеет благоприятное течение.

Предпочтение предметов :   Русский язык 85 % Литература 88 % Математика 82 % Иностранный язык 80 % История 65 % Труд 77 % Биология 86 % Физкультура 75 % ИЗО 76 % Музыка 72 % География 75 %

Предпочтение предметов :

  • Русский язык 85 %
  • Литература 88 %
  • Математика 82 %
  • Иностранный язык 80 %
  • История 65 %
  • Труд 77 %
  • Биология 86 %
  • Физкультура 75 %
  • ИЗО 76 %
  • Музыка 72 %
  • География 75 %
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ: Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности детей при выборе методических приемов и форм работы, терминологии. Не перегружать домашними заданиями, дозируя их с учетом уровня подготовки и возрастных особенностей. Следить за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал. Настраиваться на эмоциональный контакт со всем классом. Выработать единые требования к ученикам класса на методических объединениях. Не используйте оценку как способ наказания. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика. Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу всего класса. Используйте разнообразные методики в группах, парах и индивидуально. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные, проверочные работы, четверти. Выставляйте оценки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:

  • Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности детей при выборе методических приемов и форм работы, терминологии.
  • Не перегружать домашними заданиями, дозируя их с учетом уровня подготовки и возрастных особенностей.
  • Следить за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  • Настраиваться на эмоциональный контакт со всем классом.
  • Выработать единые требования к ученикам класса на методических объединениях.
  • Не используйте оценку как способ наказания.
  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика.
  • Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу всего класса.
  • Используйте разнообразные методики в группах, парах и индивидуально.
  • Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные, проверочные работы, четверти.
  • Выставляйте оценки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

 Рекомендации родителям:  - Со стороны родителей следует оказывать поддержку, сохранять благоприятную атмосферу дома; - Контролировать подготовку домашних заданий; - Отрегулировать режим дня; - Быть в курсе проблем и успехов ребенка; - Регулярно беседовать с классным руководителем, учителями предметниками; - Регулярно посещать родительские собрания,. - Продумать вместе с ребенком дополнительное образование.

Рекомендации родителям:

- Со стороны родителей следует оказывать поддержку, сохранять благоприятную атмосферу дома;

- Контролировать подготовку домашних заданий;

- Отрегулировать режим дня;

- Быть в курсе проблем и успехов ребенка;

- Регулярно беседовать с классным руководителем, учителями предметниками;

- Регулярно посещать родительские собрания,.

- Продумать вместе с ребенком дополнительное образование.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:  Слова поддержки:  Слова разочарования: Зная тебя, я уверен, что ты постарался и все сделал хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому вопросу? Готов ли ты начать это делать? Это серьезный вызов, но я уверен. Что ты готов к нему и справишься. Зная тебя и твои способности. Я думаю, что ты бы смог сделать это гораздо лучше. Эта задумка никогда не сможет быть реализована тобой. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Попробуй в другой раз.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

  • Зная тебя, я уверен, что ты постарался и все сделал хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому вопросу? Готов ли ты начать это делать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен. Что ты готов к нему и справишься.
  • Зная тебя и твои способности. Я думаю, что ты бы смог сделать это гораздо лучше.
  • Эта задумка никогда не сможет быть реализована тобой.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Попробуй в другой раз.