В чем же заключается процесс адаптации?
В первую очередь, под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям. Если же говорить о школьной адаптации, то она представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ёе результатом может стать как адекватный механизм, приводящий кадаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий кдезадаптированностиребенка.
В психолого-педагогической литературе выделяются 4 уровняприспособления ребенка в школе.
Уровень адаптации |
Описание
|
Адаптированность |
Дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке
|
Средний |
Дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке
|
Низкий |
При внешней сформированности учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом – Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими
|
Дезадаптированность |
Дети с явными признаками сформированностями школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой.
|
Заметим, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные олигофренией, грубыми органическими расстройствами, физическими дефектами и т. д.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.»
АДАПТАЦИЯ учащихся 5-ых классов.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ :
- Переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками .
- Изменение самооценки ребенка - теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько .
- Разнообразие требований по разным предметам .
- Возрастание нагрузки и темпа работы.
- Изменение условий обучения.
- Много новых кабинетов.
- Новый классный руководитель.
- Ослабление (отсутствие) контроля.
- Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней и др.
Признаки успешной адаптации :
- удовлетворенность ребенка процессом обучения.
- ребенок легко справляется с учебной программой.
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Результаты диагностики тревожности:
Мотивация учения
Мотивация учения
Групповая сплоченность 5-х классов .
Групповая сплоченность 5-х классов
Анализ результатов диагностики учащихся
5-ых классов показывает, что:
- Адаптационный период для большинства школьников проходит успешно;
- Идет формирование классного коллектива;
- Учащиеся показывают хорошую мотивацию учения;
В целом адаптированность пятиклассников к условиям средней школы:
- адаптировались 80 % учащихся;
- у 20% учащихся адаптация продолжается и имеет благоприятное течение.
Предпочтение предметов :
- Русский язык 85 %
- Литература 88 %
- Математика 82 %
- Иностранный язык 80 %
- История 65 %
- Труд 77 %
- Биология 86 %
- Физкультура 75 %
- ИЗО 76 %
- Музыка 72 %
- География 75 %
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности детей при выборе методических приемов и форм работы, терминологии.
- Не перегружать домашними заданиями, дозируя их с учетом уровня подготовки и возрастных особенностей.
- Следить за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Настраиваться на эмоциональный контакт со всем классом.
- Выработать единые требования к ученикам класса на методических объединениях.
- Не используйте оценку как способ наказания.
- Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика.
- Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу всего класса.
- Используйте разнообразные методики в группах, парах и индивидуально.
- Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные, проверочные работы, четверти.
- Выставляйте оценки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Рекомендации родителям:
- Со стороны родителей следует оказывать поддержку, сохранять благоприятную атмосферу дома;
- Контролировать подготовку домашних заданий;
- Отрегулировать режим дня;
- Быть в курсе проблем и успехов ребенка;
- Регулярно беседовать с классным руководителем, учителями предметниками;
- Регулярно посещать родительские собрания,.
- Продумать вместе с ребенком дополнительное образование.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
- Зная тебя, я уверен, что ты постарался и все сделал хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому вопросу? Готов ли ты начать это делать?
- Это серьезный вызов, но я уверен. Что ты готов к нему и справишься.
- Зная тебя и твои способности. Я думаю, что ты бы смог сделать это гораздо лучше.
- Эта задумка никогда не сможет быть реализована тобой.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Попробуй в другой раз.