ФГОС: первые шаги
выступление на межрегиональном семинаре
педагогов-психологов, заместителей директоров
по начальному образованию
«Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»
Из опыта работы Яковлевой Е.Н.,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»
г.Зеленодольск
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
Чтобы работать на современном уровне, нужно глубокое проникновение в систему. Я думаю, что учитель должен глубоко понимать необходимость изменения системы обучения и глубоко знать то, что называется новыми стандартами.
Конечно, начинать всегда трудно, в какой-то мере срабатывает внутреннее сопротивление новому, кажется, что это невозможно освоить, да и зачем?, и так все хорошо. Ведь в свое время наша страна, имея в системе образования только мел и тряпку, первая запустила человека в космос. Конечно, многое было непонятно, и поэтому работа была начата с изучения педагогического, методического, материально-технического потенциала. Я вышла на сайт ЦЕНТРА развития молодежи и участвовала в работе дистанционной мастерской «Школа ЛУЧ».
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и раньше учили вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В основу моей деятельности в работе по ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения школьников.
Чтобы понять, о чем идет речь, хочу напомнить о видах универсальных учебных действий.
Познавательные УУД, которые формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
Передо мной встал вопрос: как сформировать Универсальные учебные действия? Изучив его, я поняла, что технология формирования УУД, в принципе, достаточно проста, надо ежедневно создавать необходимые условия для того, чтобы эти действия формировались.
Т.е. постоянно обращать внимание детей на развивающую ценность любого задания.
Отмечать успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;
Привлекать детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;
Уделять большое внимание самопроверке детей;
Учить оценивать свою работу и работу товарищей;
Ставить цели урока и работать с детьми в направлении целей – «чтобы добиться чего-то цель должен знать каждый участник урока»;
Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учить пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации, учить разным способам выражения своих мыслей;
Обращать внимание на развитие памяти и логических операций мышления;
Включать детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей;
Активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем;
Показывать, как распределять роли и обязанности, работая в команде;
Использовать проектные работы на уроке и внеурочной деятельности;
Использовать интерактивные возможности ИКТ (информационно- коммуникативные технологии.
Что сделано мною в данном направлении за прошедшее время?
В начале первого учебного года в классе была проведена совместно с психологом гимназии стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, второклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.
Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
планирование,
формирование,
диагностика,
план корректировки,
подбор заданий,
рефлексия.
Так, например, для подведения итогов обучения в 1 классе была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов обучающихся.
За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями:
красный – «У меня получилось!»
желтый – «Внимательным надо быть!»
зеленый – «Надо стараться!»
синий – «Надо тренироваться!»
После выполнения заданий дети раскрашивали смайлики и делали соответствующие выводы.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры».
Кроме того, для отслеживания качества обучения обучающимися отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), использовался Мониторинг, при создании которого мы исходили из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Была проведена комплексная проверочная работа.
Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.
Внеурочная деятельность в классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена следующими направлениями: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, патриотическое. Я веду в своем классе кружок «Мой край», на занятиях которого, дети в основном не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности, способствующими развитию творческих способностей детей. Мною разработана рабочая программа занятий в этом кружке.
В течение 2 лет обучения проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися
По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это
ученик, обладающий исследовательским интересом,
коммуникативностью,
ответственностью,
имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Опыт двух лет обучения в условиях введения ФГОС второго поколения позволил нашей школе сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.
Для эффективной работы учителя используют современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии: игровые образовательные технологии; психотерапевтические технологии: игровая терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.; информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; демонстрационные компьютерные программы; использование интерактивной доски; компьютерные презентации. Технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения. Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций. Технология учебного диалога, технологию проблемного (эвристического) обучения, технологию уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей.
На уроках математики проводятся:
игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.).
описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем.
ежедневный счет, вычисления, решение задач.
Для уроков русского языка характерны :
игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты).
наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий).
группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение.
преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.).
ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Внеурочная деятельность отличается от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Так Митрофанов Семен принял участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку», на которой защищал свою работу «Посвящается Машке» и занял I место.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
На занятиях используются такие технологии, как:
проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
социально – воспитательные технологии;
технология саморазвития личности учащихся.
Все это применяется для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации.
Все разнообразные виды внеурочной деятельности представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.