СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое сопровождение талантливых (одаренных)  учащихся

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы (см.  приложение 7).

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи:

 

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие  не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и  социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение  методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным  учащимся в решении их проблем. В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей: 1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте); 2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте); 3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками,  так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети

  • как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям  способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

К  методам выявления одаренных детей относятся: - наблюдение; - общение с родителями; -  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; -  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.