Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
Единственная красота , которую я знаю - это здоровье.
(Генрих Гейне)
Для детей и подростков тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.
Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.
Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье – это…
Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья
Физическое здоровье
Спорт
Экология
Здоровое питание
Социальное здоровье
Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
Психологическое здоровье
- состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
" Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность
!
Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье :
- Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Выделяется 2 аспекта рассматривающих психологическое здоровье:
2. Практический аспект.
1. Теоретический аспект
Основу психологического здоровья определяет детско-взрослая общность .
Она может быть:
- Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте.
- Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения.
Таким образом , способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.
2. Прикладной аспект
Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами.
Для психолога это:
- Организация непосредственной работы с психологической реальностью.
- Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.
Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение .
Развивающая среда
Реабилитирующая среда
Создание условий нормального развития.
Восстановление параметров нормального детства.
Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности
Реализация возрастно-нормативных моделей развития.
Ориентация на индивидуально- личностные нормы.
Ориентация на социокультурные нормы.
Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство).
Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат).
Педагогика и психология развития.
Реабилитационная и коррекционная педагогика.
Здравостроительство.
Здравоохранение и здравосохранение
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
- Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.
Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
- Повышенная раздражительность
- Быстрая утомляемость
- Расстройство сна
- Сонливость
- Неустойчивое настроение
- Ухудшение аппетита
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению .
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- Рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям
Умственная и физическая нагрузка
отдых
утомление
Нервно-психические заболевания
Переутомление
!
Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой школьников
Поддержка и укрепление психологического здоровья учащихся.
Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей.
Актуальные задачи образования: .
- Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких.
- Установление взаимодействия с семьей
Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке ;
- поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой.
! Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий,
! в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование,
! в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;
- воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
- оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание , соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.
Формы психологической работы
- Лекции, консультации (психологическое просвещение)
- Своевременная диагностика
- Коррекционно-развивающие занятия
- Тренинги
- Психопрофилактика
!
Родителям советы психолога
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Ожидаемый результат
- Овладение школьниками приемами психологической регуляции.
- Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения