Психолого-педагогическая характеристика процесса развития ребёнка младшего школьного возраста
Выполнила: Богомолова Елена Андреевна
Студентка 3 курса
Направление: Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование
младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
В.В. Давыдов
Младший школьный
возраст
(с 6-7 до 9-10 лет )
Поступление
в школу
Младший школьный возраст –
возраст
спокойного и равномерного физического развития
Увеличение
роста и веса,
выносливости,
жизненной ёмкости
лёгких
Функциональное
совершенствование
мозга
Костная система
в стадии
формирования
Внимание относительно длительно и устойчиво
Память достаточно развита
Острота и свежесть восприятия
Любознательность
Яркость воображения
Объективная психологическая готовность
к обучению в школе
Речь довольно развита
желание и стремление учиться в школе
своеобразная готовность,
к новым формам взаимоотношений со взрослыми
Субъективная психологическая готовность
к обучению в школе
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.
Постоянно
растущи е требования ,
которые предъявляют ся
учебн ой работ ой и коллектив ом
к личности ребёнка,
к его вниманию,
памяти, мышлению
Н аучн ый уров е н ь
психического развития
и развития качеств
личности
Требования всё время нарастают,
и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню.
Основная деятельность младшего школьника
учение
приобретение
новых знаний,
умений и навыков
накопление
систематических
сведений об
окружающем мире,
природе и обществе
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятия.
- В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
- В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения .
Возрастные особенности внимания
- Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации).
- Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание
(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).
Возрастные особенности памяти
- Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
- Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
- Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая.
- Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Возрастные особенности развития воображения
- Совершенствование воссоздающего воображения .
- Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
Возрастные особенности мышления
- Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности .
- Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
- Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения . На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность
- Находится на стадии наглядно-действенного анализа , основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Развитие личности младшего школьника
- Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
- Сильно подвержено внешнему влиянию.
- Закладывается фундамент нравственного поведения , происходит усвоение моральных норм и правил поведения .
- Начинает формироваться общественная направленность личности .
Характер младших школьников
- Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастные особенности воли
- Общая недостаточность воли .
- Наблюдается капризность , упрямство -
своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо .
( Причина – недостатки семейного воспитания)
Эмоциональность младших школьников
Младшие школьники очень эмоциональны.
- Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
- Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
- В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается
способность регулировать свои чувства,
сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы .
Полноценное проживание этого возраста,
его позитивные приобретения
являются необходимым основанием,
на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.