СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика процесса развития ребёнка младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что данная презентация когда - нибудь пригодится студентам ВУЗов или колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика процесса развития ребёнка младшего школьного возраста»

Психолого-педагогическая характеристика процесса развития ребёнка младшего школьного возраста Выполнила: Богомолова Елена Андреевна Студентка 3 курса Направление: Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование

Психолого-педагогическая характеристика процесса развития ребёнка младшего школьного возраста

Выполнила: Богомолова Елена Андреевна

Студентка 3 курса

Направление: Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование

младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.   В.В. Давыдов

младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

В.В. Давыдов

 Младший школьный возраст  (с 6-7 до 9-10 лет )  Поступление  в школу

Младший школьный

возраст

(с 6-7 до 9-10 лет )

Поступление

в школу

 Младший школьный возраст – возраст спокойного и равномерного физического развития Увеличение роста и веса, выносливости,  жизненной ёмкости лёгких Функциональное  совершенствование мозга  Костная система  в стадии формирования

Младший школьный возраст –

возраст

спокойного и равномерного физического развития

Увеличение

роста и веса,

выносливости,

жизненной ёмкости

лёгких

Функциональное

совершенствование

мозга

Костная система

в стадии

формирования

Внимание относительно длительно и устойчиво Память достаточно развита Острота и свежесть восприятия Любознательность  Яркость воображения Объективная психологическая готовность к обучению в школе Речь довольно развита

Внимание относительно длительно и устойчиво

Память достаточно развита

Острота и свежесть восприятия

Любознательность

Яркость воображения

Объективная психологическая готовность

к обучению в школе

Речь довольно развита

желание и стремление учиться в школе своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми Субъективная психологическая готовность к обучению в школе

желание и стремление учиться в школе

своеобразная готовность,

к новым формам взаимоотношений со взрослыми

Субъективная психологическая готовность

к обучению в школе

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Постоянно  растущи е требования ,  которые предъявляют ся учебн ой работ ой и коллектив ом  к личности ребёнка,   к его вниманию, памяти, мышлению Н аучн ый уров е н ь  психического развития и развития качеств личности Требования всё время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню.

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.

Постоянно

растущи е требования ,

которые предъявляют ся

учебн ой работ ой и коллектив ом

к личности ребёнка,

к его вниманию,

памяти, мышлению

Н аучн ый уров е н ь

психического развития

и развития качеств

личности

Требования всё время нарастают,

и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню.

Основная деятельность  младшего школьника учение приобретение новых знаний, умений и навыков  накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе

Основная деятельность младшего школьника

учение

приобретение

новых знаний,

умений и навыков

накопление

систематических

сведений об

окружающем мире,

природе и обществе

Учебная деятельность в начальных классах  стимулирует, прежде всего, развитие психических  процессов непосредственного познания  окружающего мира – ощущений и восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения .

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятия.

  • В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
  • В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения .
Возрастные особенности внимания Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание   (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).

Возрастные особенности внимания

  • Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации).
  • Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание

(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).

Возрастные особенности памяти  Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая. Склонны  к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Возрастные особенности памяти

  • Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
  • Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
  • Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая.
  • Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Возрастные особенности развития воображения  Совершенствование воссоздающего воображения . Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

Возрастные особенности развития воображения

  • Совершенствование воссоздающего воображения .
  • Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
Возрастные особенности мышления Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности . Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения . На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Возрастные особенности мышления

  • Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности .
  • Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
  • Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения . На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность  Находится на стадии наглядно-действенного анализа , основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Аналитико-синтетическая деятельность

  • Находится на стадии наглядно-действенного анализа , основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Развитие личности младшего школьника  Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Сильно подвержено внешнему влиянию. Закладывается фундамент нравственного поведения , происходит усвоение моральных норм и правил поведения . Начинает формироваться общественная направленность личности .

Развитие личности младшего школьника

  • Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
  • Сильно подвержено внешнему влиянию.
  • Закладывается фундамент нравственного поведения , происходит усвоение моральных норм и правил поведения .
  • Начинает формироваться общественная направленность личности .
Характер младших школьников  Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).   Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Характер младших школьников

  • Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).

Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастные особенности воли Общая недостаточность воли . Наблюдается капризность , упрямство -  своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо .  ( Причина – недостатки семейного воспитания)

Возрастные особенности воли

  • Общая недостаточность воли .
  • Наблюдается капризность , упрямство -

своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо .

( Причина – недостатки семейного воспитания)

Эмоциональность младших школьников Младшие школьники очень эмоциональны.  Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.  С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Эмоциональность младших школьников

Младшие школьники очень эмоциональны.

  • Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
  • Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
  • В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

С годами всё больше развивается

способность регулировать свои чувства,

сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

 Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

К концу  младшего школьного возраста  ребёнок должен  хотеть учиться,  уметь учиться и  верить в свои силы .

К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы .

Полноценное проживание этого возраста,  его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Полноценное проживание этого возраста,

его позитивные приобретения

являются необходимым основанием,

на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Основная задача взрослых в работе  с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей  с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.