СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогический проект "Здоровый малыш". Детско родительский клуб "Здоровей-ка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический проект "Здоровый малыш". План работы детско родительского клуба "Здоровей-ка" (для детей старшего дошкольного возраста и их родителей).

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогический проект "Здоровый малыш". Детско родительский клуб "Здоровей-ка".»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №94 присмотра и оздоровления»













ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка

через работу детско-родительского клуба»








Составители:

Педагог-психолог

Щербакова И.А.;

Воспитатель по

физкультуре

Костюкова Л.Ю.









Г. Каменск-Уральский

2009г.

ВВЕДЕНИЕ


Как было бы здорово, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью.

«Движение – это жизнь», двигательная активность полезна для организма человека, но далеко не все понимают, как важна для формирования физического и психического здоровья. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или мультфильмов, игрой на компьютере.

Сегодня встает проблема в том, что из-за необходимости поиска заработка, перегрузок на работе, сокращение свободного времени родителей и многим другим причинам наносится ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.

Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и психологический аспекты?

Анализируя этот и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью к воспитателю, педагогу-психологу, воспитателю по физическому воспитанию и другим специалистам ДОУ, можно прийти к выводу, что родителям нужна методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о методах и приемах взаимодействия с ними.

После проведения предварительного анкетирования родителей о значимости оздоровительной работы в семье были сделаны следующие выводы:

      1. Основные причины заболеваемости детей, по мнению родителей очень разнообразны.

      2. Родители считают, что укреплению физического и психологического здоровья ребенка наиболее будут способствовать: физкультурные занятия и занятия с педагогом-психологом в детском саду – 81%; рациональное и калорийное питание - 71%; соблюдение режима дня - 71%.

      3. Одним из основных способов закаливания ребенка дома используется: босохождение - 76%, воздушное закаливание – 38%, солнечные ванны – 38%.

      4. 33 % родителей часто и лишь 66% родителей иногда занимаются с ребенком спортивными играми.

      5. У большинства опрошенных родителей существует разнообразное спортивное оборудование. Самое большое количество: мяч – 90%, велосипед – 90%, скакалка – 52%.

      6. Выявлены два основных вопроса психологического здоровья, физического воспитания и оздоровления детского организма, интересующих родителей: психологические игры и релаксационные упражнения; предупреждение нарушения осанки и плоскостопия.

      7. Родителям интересны все предложенные в анкете формы совместной деятельности с детьми.

      8. Самое полезное в совместной деятельности детей и взрослых родители видят следующее: радость общения с детьми и родителями – 71%, совместные выходы на природу (соревнования, развлечения, походы и т.д.) – 52%.

      9. 33% родителей знают, как укреплять здоровье своего ребенка, а 52% лишь частично.

      10. 38%% родителей нужна помощь детского сада в укреплении здоровья детей, а 52% лишь частично.

      11. 48% родителей видят необходимость создания в детском саду родительского клуба «Здоровый малыш».

      12. 71% опрошенных родителей согласны посещать встречи детско-родительского клуба.

Одной из эффективных форм поддержки семьи мы предлагаем организовать в дошкольном учреждении родительский клуб. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями. Ведущей целью деятельности детско-родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация внутрисемейных отношений.

Работа планируется в 2 этапа (года): работа с родителями, совместная работа родителей, детей и специалистов детского сада.

Этапы реализации психолого-педагогического проекта:

  • Начальный этап

Определение (темы) проблемы.

Выбор группы участников.

  • Этап планирования

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей.

  • Этап принятия решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

  • Этап выполнения

Выполнение проекта

  • Этап оценки результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

  • Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.


Вид проекта:

Долгосрочный, творческий - (2009 – 2011 учебные года).


Цель:

Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях; формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и психологическом развитии детей.


Задачи:

  1. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей, их физического развития и эмоционального благополучия;

  2. Создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

  3. Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни;

  4. Способствовать развитию творческой инициативы родителей;

  5. Привлекать внимание родителей к проблемам физического, психологического образования и оздоровления детей;

  6. Формировать общественное мнение о значимости физического и психологического здоровья в ДОУ.


Законодательно-нормативное обеспечение проекта:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

  3. Образовательная программа ДОУ.

  4. Положение о ДОУ присмотра и оздоровления.


Особое значение в реализации намеченных задач и создании психолого-педагогических условий воспитания и развития имеют:

  • Организация здоровьесберегающей предметно - развивающей среды;

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка и т.д.


Принципы:

  • Принцип гуманизации

  • Принцип опоры на ведущую деятельность

  • Принцип комплексности и интегративности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья;

  • Принцип сотрудничества

  • Принцип социализации

  • Принцип самоактуализации

  • Принцип педагогизации

  • Принцип активности и сознательности – участие всех участников образовательного процесса в поиске новых методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

  • Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разновозрастного развития и состояния здоровья

  • Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.


Этапы работы детско-родительского клуба:

Подготовительный этап:

  • проведение анкетирования

  • установление контакта родителей с руководителями клуба, специалистами ДОУ

Первый этап:

  • познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;

  • осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически и физически здорового ребенка;

  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

Второй этап:

  • развивать взаимопонимание взрослых и детей, формируя позитивные формы общения в семье;

  • развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

  • развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Контрольный этап:

  • анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).


Участники:

Дети старшей, подготовительной к школе групп, родители, педагог-психолог, воспитатели, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.




Модель организации работы детско-родительского клуба:

Занятия организуются с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. Количество участников группы – 5-7 семей. Проводятся занятия 1 раз в месяц с октября по апрель.

Формы и методы работы с родителями:

  • Игры и упражнения

  • Мини-беседы, лекции

  • Релаксационные и динамические паузы

  • Моделирование проблемных ситуаций

  • Презентация информационных буклетов

  • Дидактические и подвижные игры

  • Художественно-творческая деятельность

  • Праздники и развлечения, досуги

  • Занятия

  • Информационные стенды для родителей

  • Анкетирование

  • Конкурсы:

- Сопутствующих атрибутов

  • Наглядная пропаганда (знакомство через материалы стендов, тематических выставок и др.)

  • Тематические папки:

- «Игра детей как средство воспитания»

*высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста.

*какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий

*как организовать игровой уголок дома

*краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, примеры различных игр

*рекомендации по руководству детской игрой в семье

*список рекомендуемой литературы

- «Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию»

*текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста

*консультация для родителей на определенную тему

*рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста

*рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье

*фотоматериал

*газетные и журнальные статьи




Использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов работы с родителями:

  1. Анкетирование

  2. Тестирование

  3. Экспресс-опрос

  4. Магнитофонная запись

  5. Реклама

  6. Оформление пригласительных билетов

  7. Изучение рисуночных проективных методик

  8. Индивидуальные беседы с родителями

  9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций

  10. Выявление передового опыта семейного воспитания и развития ребенка

  11. Практические советы и рекомендации по интересующей проблеме


Использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов оздоровления детей:

  1. Элементы точечного массажа (по А.А.Уманской);

  2. Пальчиковая гимнастика;

  3. Дыхательная гимнастика по А.Стрельниковой;

  4. Психогимнастика по методике М.Чистяковой;

  5. «Дорожки здоровья»;

  6. Гимнастика маленьких волшебников;

  7. Лечебные игры А.Галанова и т.д.


Планируемый результат:

  • Предметно-информационный

  • Деятельностно-коммуникативный

  • Ценностно-ориентированный


Ожидаемые результаты:

    1. Вовлечение родителей воспитанников в жизнь детей и детского сада.

    2. Обеспечение педагогической культурой родителей в вопросах воспитания и развития детей.

    3. Активное участие родителей в развивающей образовательной работе с детьми.

    4. Проигрывая и моделируя определенные ситуации, родители узнают:

  • важность гармоничного развития ребенка

  • о связи физического и духовного в ребенке

  • в какие игры играть с ребенком, чтобы он был здоровым

  • как правильно общаться, чтобы в семье были взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу

  • о влиянии двигательной активности на настроение и эмоциональное состояние взрослых и детей

  • как научиться расслабляться и регулировать свое состояние

Механизм оценки результатов


Задачи

Методы оценки результатов

Обеспечить охрану и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей, их физического развития и эмоционального благополучия

Диагностика физического развития и эмоционального благополучия ребенка

Создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности

Анкетирование родителей

Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни

Анкетирование родителей

Способствовать развитию творческой инициативы родителей

Показатели участия родителей в мероприятиях ДОУ

Привлекать внимание родителей к проблемам физического, психологического образования и оздоровления детей

Показатели посещаемости

Формировать общественное мнение о значимости физического и психологического здоровья в ДОУ

Анкетирование родителей

























Используемая литература:

  1. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»/ авт.-сост. Е.Ю.Александрова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / авт.-сост. О.Н.Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

  3. Взаимодействие ДОУ и семьи./ Сост. О.И.Бочкарева. - Волгоград: ИТД «Корифей»,2008.

  4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.-сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

  7. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Сценарии. – М.: АРКТИ, 1999.

  9. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. и др.