Психолого-педагогический семинар на тему : « Взаимодействие с гиперактивными обучающимися». Педагог-психолог МБОУ ООШ №22 Шаньгина С.А.
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности , импульсивности.
Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
По данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников является гиперактивными. Статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок.
Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
В настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто “распущенность” ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Причины заболевания:
1. Генетические причины, наследственность
2. Органические поражения ЦНС
3. Неблагоприятные роды, их патологии.
4. Беременность, протекающая с осложнениями .
5. Алкоголизм или наркомания родителей.
6. Инфекция и интоксикация организма ребенка в первые годы его жизни.
7. Благоприобретенная гиперактивность вследствие неправильного воспитания.
Основные причины возникновения гиперактивности у детей.
Прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов .
Основными признаками данного расстройства являются:
- неспособность сосредоточиться на деталях;
- ошибки из-за невнимательности;
- неспособность доводить дело до конца;
- низкие организаторские способности;
- негативное отношение к заданиям, которые требуют мысленного напряжения;
- отвлекание на посторонние раздражители;
- забывчивость;
- ребенок суетливый, не может сидеть спокойно, двигается, бегает;
- вмешивается в разговор взрослых и занятия других детей;
- не может играть в тихие игры и отдыхать;
- выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;
- не может дождаться своей очереди;
- имеет сопутствующие расстройства.
Для детей с этим синдромом характерны :
- сверхмерная разговорчивость ;
- неспособность усидеть на одном месте ;
- длительность сна меньше нормы ;
- нарушения двигательной координации ;
- несформированность тонкой моторики ;
- непоследовательность в поведении ;
- Забывчивость ;
- неумение слушать и сосредотачиваться ;
- частая утеря личных вещей ;
- импульсивность ;
Как уже указывалось выше, одной из характерных черт
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания,
являются сопутствующие расстройства.
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
- синдром гиперактивности без дефицита внимания;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики , заикание, нарушения сна.
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесенного гриппа.
Возможные последствия
гиперактивности:
1. Низкая самооценка у ребенка
2. Плохая успеваемость в школе
3. Сложное принятие любви от окружающих
Этапы оказания помощи ребенку:
- Консультация детского психиатра.
- Специальная диета.
- Медикаментозное лечение.
- Упорядочить жизнь.
- Соблюдать режим дня.
- Тщательно дозировать впечатления.
- Важно научиться ловить момент, когда ребенок начинает перевозбуждаться.
- Учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей.
- Чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя интерес ребенка разными способами.
- Постараться, чтобы во время занятий их ни чего не отвлекало.
- Тренировать каждое качество в отдельности.
- Давать возможность выплеснуть свою энергию.
Правила работы с гиперактивными детьми:
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха..
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – минимальное органическое поражение мозга. Это психическое заболевание, которое часто случается в детском возрасте. Оно проявляется в постоянном невнимании, гиперактивности и импульсивности. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.