СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на темы: "Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в школе"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в школе»

Психолого-педагогические аспекты

инклюзивного образования в школе


Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в обычных общеобразовательных школах назрело давно. Индивидуальное обучение на дому не способствует социализации ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом.

С 1994 года создан и работает клуб общения для детей и подростков-инвалидов «Дружная семейка», а с 2008 года в нашей школе начала работать «Школа волонтеров». Главной целью «Школы волонтеров» стало участие детей в реализации социальных проектов по оказанию помощи детям-инвалидам. А это значит, что наши ученики готовы адекватно воспринимать детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, предполагает, что разнообразию потребности детей с ОВЗ должен соответствовать ряд условий, в том числе бытовой сервис, а также образовательная среда, наиболее благоприятная для них. Это означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы. В связи с этим проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды, а именно: установлен металлический пандус, расширены дверные проемы, произведен демонтаж дверных порогов, оборудовано санитарно-гигиеническое помещение. Приобретено: комплект оборудования для сенсорной реабилитации и коррекции: интерактивная свето-звуковая панель; стол для тимбилдинга, акустическая панель; световой стол для рисования песком; сухой бассейн и набор цветных колокольчиков; фибероптическая занавесь на подвижном карнизе; комплект специализированного оборудования, для коррекционно-профилактических занятий в составе: гибкий модуль, модуль для развития вестибулярного аппарата, модуль для развития координации, наклонный модуль, жесткий модуль; коррекционно-развивающий программный комплекс.

В чем особенности сегодняшнего инклюзивного образования? Школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей. Сохраняется индивидуализация процесса обучения. Предполагается сотрудничество специалистов разных профилей. Инклюзивное образование обеспечивает «гибкость» школьной структуры. Школьные условия должны быть адаптированы потребностям педагогов и обучающихся. Инклюзивное образование, это образование, которое невозможно без целого ряда специальных занятий детей с ОВЗ с различным специалистами: логопедами, дефектологами, психологами.

На сегодняшний день в нашем учреждении введены ставки социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, но эти ставки были введены за счет сокращения других ставок в школе.

Рассмотрим этапы внедрения инклюзивного образования в нашей школе. Составлен план мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования, в котором прописаны мероприятия. С марта 2015 года началось обучение администрации школы и педагога-психолога по организации систем обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ОВЗ. Директор и зам. директора по УВР прошли обучение в городе Москва. Обучение педагогов школы началось со 2 ноября 2015 года. Из 47 педагогов нашей школы прошли курсовую подготовку 31 педагог. Педагоги, работающие по системе «Школа 2100» и система Занкова курсовую подготовку не проходят, так как по заключениям ПМПК и индивидуальным программам реабилитации обучающиеся с ОВЗ должны обучаться по системе «Школа России». Проведены методические совещания по формированию инклюзивной компетентности у педагогов, проведены классные часы, собрания с родителями о внедрении инклюзивного образования в нашей школе. Разработана программа работы психологической службы школы, разработана Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

Модель реализации инклюзивного образования детей инвалидов и детей с ОВЗ-постоянная, полная интеграция. Особенность данной модели заключается в том, что дети с ОВЗ включаются в общеобразовательные классы. Эффективно для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме. В нашей школе в каждом классе может обучаться не более 4-5 обучающихся с ОВЗ.

На сегодняшний день в нашей школе обучается 15 человек с ОВЗ: дети с задержкой психического развития, с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. С 1 сентября 2016 года вводится Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт устанавливает сроки освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования от 4-х до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно, с учетом их условий образовательных потребностей.Стандарт предусматривает возможность гибкий смены образовательного маршрута, программ и условий получения Начального общего образования обучающихся с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы (АООП НОО).Определение варианта образовательной программы (АООП НОО) для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования; в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы развития и мнения родителей. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения образовательной программы (АООП НОО) в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающихся с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметной и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО – предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы. Педагоги нашей школы к этому учебному году подготовили адаптированные образовательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью вариант №2, с тяжелыми нарушениями речи вариант №5.1, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с задержкой психического развития вариант №6.2, для детей с задержкой психического развития вариант №7.1, детей с нарушением ОДА вариант №6.1.

Администрацией школы регулярно проводятся психолого-педагогические консилиумы. В 2014 году проведено 4 совещания, 2015 году – 11 совещаний, 2016 году – 8 совещаний. Вся подготовительная работа была направлена на то, чтобы с 1 сентября 2016 года мы могли реализовать инклюзивное образование. Опыт обучения детей инвалидов в нашей школе имеется. Выпускницы нашей школы закончила УДГУ и получила диплом журналиста, вторая выпускница закончила Пермский колледж и получила диплом программиста. Одна из них все 11 лет обучалась на дома, а другая все годы обучалась в обычном классе.

Приучать детей-инвалидов к инклюзии нужно с раннего возраста, чтобы еще в детском саду они занимались вместе со своими обычными сверстниками, тогда им будет легко адаптироваться в школе.

Важно проводить родительские собрания и вести информационно-просветительскую работу с родителями детей и детей с ОВЗ. В нашей школе проводятся различные внеклассные мероприятия с приглашением и участием клуба «Дружная семейка».

Ежегодное проведение «Веселых стартов» с членами клуба «Дружная семейка» и проведение районных параолимпийских игр со взрослыми на базе нашей школы, проведение Республиканских параолимпийских игр среди взрослых, работа «Школы волонтеров» показатель того, что наши дети, родители, педагоги, сотрудники, толерантны к детям.

Доступная среда в нашей школе создана с целью реализации инклюзивного образования. Создав условия для реализации инклюзивного образования и обозначив нашу школу как базовая по реализации инклюзивного образования остается ряд нерешенных вопросов. На сегодняшний день тьюторами выступают наши родители. Но не любой родитель может вникать в проблемы учебного процесса, не всегда может помочь в восприятии материала и сделать его успешным обучение и личное развитие: психическое, умственное, физическое. Для успешной работы в школе должны быть 3 ставки логопеда и 3 ставки дефектолога, администратор, курирующий инклюзивное образование. Выше было сказано, что все ставки, введенные в образовательном учреждении за счет сокращения своих штатов.

Большая ответственность ложится на педагогов школы, потому что это еще одна рабочая программа, это ведение документации, мониторинг. Мы понимаем, что это наши дети, мы должны им дать образование, но хотелось бы и понимание со стороны выше стоящих органов в решении финансового вопроса. В заключении хочется выделить принципы инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть успешным;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- все люди нуждаются друг в друге;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!