Психолого-педагогические технологии в сфере обучения детей с ОВЗ
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным.
Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.
Основная задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.
Цель логопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости,
обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы:
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся 1классы-беседа; 2- 4 классы -диктант);
зачисление на логопедический пункт;
групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:
фонематических процессов;
звукопроизношения;
лексического запаса и грамматического строя речи;
формирование связной речи;
неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
чтения и письма;
моторики.
В логопедическом кабинете имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. На занятиях применяю упражнения для развития мелкой моторики с помощью различных методик. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения. Проводятся игры на развитие фонематического слуха и формирование грамматических понятий.
Организовать логопедическую работу в соответствии с современными требованиями помогают обучающие технологии и бланковые методики, которые я использую в своей работе.
А так же коррекционную работустрою на 5 принципах технологии развивающего обучения, разработанного Л.В. Занковым. А именно:
Задания на логопедических занятиях планирую таким образом, чтобы учащимся нужно было приложить некоторые усилия для их выполнения. Сначала все упражнения выполняются совместно с учителем, постепенно роль учителя заключается только в периодической помощи, и, наконец, самостоятельное выполнение упражнений.
При постановке звуков для учащихся очень важны знания о строении речевого аппарата. Эти знания преподносятся в игровой форме с использованием демонстрационных игрушек. И, конечно, такие занятия проводятся перед зеркалом. Постепенно вводятся графические обозначения произношения отдельных звуков.
На каждом занятии повторяется ранее изученный материал и немного добавляется нового. Таким образом, весь материал является актуализированным. При длительном отсутствии учащегося на занятиях (по болезни) усвоенный ранее материал утрачивает свою актуальность и полученные знания тускнеют. Очень показательным в данном случае является период летних каникул. В начале учебного года у многих учеников наблюдается значительное снижение сформированных речевых навыков. Следовательно, знания, подаваемые быстрым темпом, усваиваются лучше, если переносятся в реальную жизнь.
Мотивированные к учению школьники активнее и работают на занятиях, успешнее запоминают и применяют на практике полученные знания. Логопед может делать вид, что не понимает, о чем спрашивает ученик (если учащиеся не используют навыков правильного произношения). Это побуждает школьников более внимательно относиться к собственной речи и всем занятиям с логопедом.
Развитие речи тесно связано с развитием всех высших психических функций. Логопедические занятия строю таким образом, что внимание уделяется всем учащимся (разнообразные приемы, материал, разработанный с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника). Более сильные ученики помогают более слабым, могут выступать в качестве «Маленького учителя».
Так же применяю в своей работе современные образовательные технологии.
Игровое обучение.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Не являются исключением и логопедические занятия. Игровое обучение используется, к примеру, для развития диалогической речи создаются ситуации, в которых персонажи общаются друг с другом вынужденно (Магазин, Поликлиника, Транспорт …). Но на ранних этапах диалогическая речь формируется на материале сказок: заучиваются реплики, воспроизводятся по ролям. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.
Проблемное обучение.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
На логопедических занятиях использую такие приемы, как создание проблемной ситуации – предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справиться с поставленной задачей. Например,
- подбери картинки под каждое предложение (но количество картинок меньше, чем предложений);
- измени предложение так, чтобы оно соответствовало графической схеме (в схеме больше слов, чем в начальном предложении);
- откройте учебники и прочитайте задание № 17 (ученики вскоре спросят: «На какой странице?»);
- задания «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Чем отличаются?», «Составь рассказ по схеме» …
Проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме, способствует развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.
Активное обучение.
Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.Логопедическая работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь, диалогическая речь, просодический компонент.
Любое занятие начинается с развития правильного речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, развития дыхательной и голосовой функции. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая), помогая ученику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.
Компьютерные технологии обучения.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Применение компьютерных технологий является неотъемлемой частью современного урока. На логопедических занятиях такие технологии позволяют повысить мотивацию к занятию, подобрать разные варианты преподнесения информации, используя различные модальности восприятия (зрительную, слуховую, кинестетическую). Использую:
- компьютерные on-line игры с логопедической направленностью;
- лицензионные компьютерные игры;
- презентации занятий, созданные в PowerPoint;
- занятия, созданные для использования на интерактивной доске;
- компьютерные тесты, разработанные в MicrosoftOfficeExcel;
- видеофрагменты, с образцом речи учащихся до начала занятий и после определенного периода обучения….
Разноуровневое обучение
Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах А, Б, С…, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Их можно определить, как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Логопедические занятия провожу с соблюдением требований по сохранению здоровья учащихся (как и все остальные занятия). Каждое занятие содержит две динамические паузы (пальчиковую гимнастику и упражнение на укрепление общей моторики), и, конечно, артикуляторную и мимическую гимнастику. Если на занятии ученики много пишут (или работают с компьютером), то провожу контроль за правильной осанкой учащихся и гимнастика для глаз. Помимо этого, здоровью могут быть посвящены занятия целиком (Королева Зубная щетка, Наши ушки, Береги зрение, …). Актуализируя и обогащая знания школьников о здоровье, школа способствует успешной адаптации учащихся в социуме.
Ещё в своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии:
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
растормаживание речевой функции;
развитие чувства ритма, темпа, времени;
развитие мыслительных способностей и фантазии;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
нормализация просодической стороны речи.
Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
совершенствование лексико - грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
развитие диалогической и монологической речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.
Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Для предупреждения неуспеваемости и всестороннего развития младших школьников с ОВЗ также применяюбланковые методики. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова).Работа на бланках экономит время на занятиях и позволяет таким образом разнообразить работу. Данная работа наиболее полезна для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Заключение
Применение этих и других педагогических технологий помогает любому учителю (и логопеду в частности) развивать, воспитывать, формировать, корректировать личность учащегося. Разнообразие технологий не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует на получение новых знаний.
Коррекционные технологии используемые в работе учителя – логопеда
В своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии.
Технологии дифференцированного обучения. В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формирую с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается мною отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Технологии логопедического обследования. Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; - определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; - определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование провожу в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые мною в работе: - входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; - промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся использую следующие методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.
Технологии коррекции звукопроизношения.
В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
уточнение произношения звуков;
постановка и закрепление отсутствующих звуков;
развитие фонематического восприятия;
преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
закрепление изученных лексико-грамматических конструкций.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики Л. И. Беляковой,
А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.
Технологии логопедического массажа. Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Массаж использую на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение детьми правильной речью. Применяю разнообразные способы конкретизации речи: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. При работе использую методики
Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой.
Технологии развития связной речи. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания.
При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.
Технологии коррекции нарушений письма. Данная технология способствует:
формированию слоговой структуры слова;
развитию языкового анализа и синтеза;
развитию фонематического восприятия;
развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
обогащению и систематизации словарного запаса;
формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.
Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Кобзаревой.
Информационные технологии. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:
Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии, которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии: - музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса.
Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
растормаживание речевой функции;
развитие чувства ритма, темпа, времени;
развитие мыслительных способностей и фантазии;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
нормализация просодической стороны речи.
Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
совершенствование лексико - грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
развитие диалогической и монологической речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.
Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Акименко.В.А. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Дону: ФЕНИКС, 2008. – 105 С.
2.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный под ход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. М., 1960.500 с.
4. Выготский Л.С. Лекция по психологии игры. // Вопросы психологии. – №6, 1966.
5. Корнев А.И. Тяжелые и нерезко выраженные нарушения речи / А.И. Корнев. Изучения и коррекция речевых расстройств: Сб.тр. Л., 1986, С.96102.
6. Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / A.A. Леонтьев. М., 2001,444 с.
7.Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда.
8. Логопедия. –2006. –№ 2. –С. 54–56.5. Мастюкова Е.М. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом /Е.М. Мастюкова //Дефектология. 1983. № 3,С.913.
9. Потапова О.Н. Дети с ограниченными возможностями как особая социальная группа населения (региональный аспект) // Российское общество в зеркале социологии (взгляд молодых ученых): сб. науч. тр. / под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Научная книга, 2007. Вып. 7. С. 15‒18.
10. Журнал «Логопед» №3 2004, 2012 Новые информационные технологии в логопедической работе Гаркуша Ю.Ф., Манина Е.В., Новое в логопедии, Черлина Н.А.
11. Лицензированные компьютерные программы ( htt://obr.1c.ru) 4. М. Никитина «Ребенок за компьютером» М., Эксмо, 2006
12. Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631-634.