Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
города Губкина Белгородской области
«Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья»
педагог-психолог МБОУ «СОШ №3»
Демина Евгения Леонидовна
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В МБОУ «СОШ №3» г. Губкина 266 учащихся в 15 классах
Из них 2 класса начальной школы для детей с ОВЗ
4 класса – инклюзивные
Всего в школе 35 учащихся
с особыми образовательными потребностями
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
31 - обучаются по адаптированной общеобразовательной программе (ЗПР)
Из них 11 учащихся - в среднем звене в инклюзивных классах
8 учащихся 3-8 классов имеют инвалидность
3 учащихся имеют нарушения зрения
2 учащихся имеют нарушения опорно-двигательного аппарата
1 учащийся с нарушением слуха
4 ученика находятся на индивидуальном обучении
Нарушения слуха
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КОМНАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
СВЕТОВОЙ СТОЛ С ПЕСКОМ
ПУЗЫРЬКОВАЯ КОЛОННА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
СУХОЙ БАССЕЙ СО СВЕТОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ТАКТИЛЬНАЯ ДОРОЖКА
ФИБЕРОПТИ
ЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «МОЛНИЯ»
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
НАПОЛЬНЫЙКОВЕР «ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»
НАСТЕННОЕ ПАННО «ИЛЛЮМИНАТОР»
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КАБИНЕТ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЛОБУС
С ГОЛОСОВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КАБИНЕТ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
ВИДЕОУВЕЛИЧИТЕЛЬ С ГОЛОСОВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКТ (СЕНСОРНАЯ ДОСКА+
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ОУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Проект
«Психолого-педагогического сопровождение детей с ОВЗ и их социализация»
Авторы:
учителя начальных классов Кучерявых Е.С., Вахрушева Т.Н., педагог-психолог - Демина Е.Л.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
разработать типовую модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и их социализации.
ЗАДАЧИ
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности и обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
подобрать диагностические методики и разработать систему мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ОВЗ;
обеспечить детей с ОВЗ необходимым комплексом мероприятий; разработать и апробировать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
социально-психологическая поддержка семей с детьми с ОВЗ.
УЧАСТНИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ПЕДАГОГИ
ДЕТИ БЕЗ ОВЗ
ДЕТИ С ОВЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РОДИТЕЛИ
Этапы проекта
Этапы проекта
Задачи
1-й этап - подготовительный: этап сбора и анализа информации
(2015-2016 учебный год)
- анализ существующего состояния, проблемы
- планирование реализации основных направлений проекта
- создание условий реализации проекта
- создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы.
- формирование и деятельность рабочей группы по вопросам работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве школы.
2-й этап – основной этап активных действий по реализации концептуальных идей
(2016-2017, 2017-2018 учебные года)
- поэтапная реализация проекта в соответствии с целями и задачами
- промежуточный мониторинг результатов
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами
- индивидуальная работа с детьми с коррекцией выявленных проблем
- взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта
3-й этап – заключительный
(2018-2019 учебный год)
- завершение реализации проекта
- мониторинг результатов
- анализ результатов
Направления психолого-педагогического сопровождения
диагностическое
консультационное
Коррекционно-развивающие
Программы внеурочной деятельности
- «Тропинка к своему «Я» 1-4 класс (автор О.В. Хухлаева). Дети с ОВЗ включены в обучение в массовый класс;
- «120 уроков психологического развития младшего школьника» 1-4 класс (автор Локалова Н.П.). В группе обучаются только дети с ОВЗ;
- «Учусь и развиваюсь» 1-4 класс, в рамках ФГОС НОО с ОВЗ (автор Аббакумова С.И.). В группе обучаются только дети с ОВЗ;
- «Гимнастика для ума» 5-6 класс (автор Кирилова И.Ю.). Дети с ОВЗ включены в обучение в массовый класс.
Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения
- Ролевые игры;
- Психогимнастика;
- Проективные методики;
- Релаксационные упражнения;
- Арт-терапевтические методы;
- Метод ароматерапии;
- Музыкотерапия;
- Песочная терапия.
Социальная адаптация
Достижения школы в рамках реализации проекта
- 3 место в муниципальной выставки
- «Губкин –территория здоровья»
Достижения школы в рамках реализации проекта
- диплом III степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России 2016» в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования».
Достижения школы в рамках реализации проекта
II место
в областном конкурсе на лучший педагогический проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Православная инициатива»
Проект
«Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья и
их социализация»
В школе создана система психолого-педагогического сопровождения, позволяющая корректировать комплексные нарушения эмоционального и когнитивного развития у детей, социализировать учащихся с особыми образовательными потребностями, сделав их активными участниками учебно-воспитательного процесса
Чем тщательнее продуман процесс психолого-педагогического сопровождения, тем больше вероятность того,
что данный процесс будет успешен