СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение обучающих с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие возможностей работы с учащимися с ОВЗ (ЗПР) психолого-педагогической службой школы.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающих с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР)»

МБОУ «СОШ №190», Автозаводский район г. Нижнего Новгорода


Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

(выступление педагога-психолога О.Н.Сакиной).


С очевидными позитивными переменами, пришедшими в систему обучения детей с ЗПР, связан и ряд противоречий, существующих в сегодняшней школе, исходя из, которых определены проблемы и задачи. Решая противоречие: «Между необходимостью социально-личностной реабилитации детей с ЗПР к сегодняшней жизни и отсутствием условий для познания возможностей собственной личности, ориентации в окружающей среде и интеграции в социальные отношения», - мы выходим на решение целей и задач, стоящих перед школой.

Мы пытаемся создать разнообразные условия для развития и самореализации обучающихся с различными уровнями возможностей и способностей, что соответствует выбранному курсу на становление школы адаптивного типа, т.е. равных возможностей для всех.

Оказание индивидуально-ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого-педагогического сопровождения и проведение социально-личностной реабилитации к сегодняшней жизни позволяет:

- решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;

- обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии;

- способствовать их личностному развитию;

- обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта;

Что создаст условия для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР главную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специально организованная помощь поддержка учащемуся в процессе его обучения, воспитания, развития, социализации. ППС включает в себя такие виды работ как:

  1. Диагностика (индивидуальная и групповая);

  2. Консультирование (индивидуальное и групповое);

  3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая);

  4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

  5. Психологическое просвещение учащихся и их родителей;

Ежегодно по окончании первой ступени образования (начальная школа) в классах СК, после прохождения РПМПк, части обучающихся рекомендовано продолжение образования в обычных классах массовой школы:

Учебный год

Количество обучающихся

4 класса в %

Количество обучающихся

1

2008/2009

28

4

2

2009/2010

25

3

3

2010/2011

35

6


Дети с задержкой психического развития (ЗПР) долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией. Расторможеность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.




Основными целями профилактики различных девиаций в школе для детей с задержкой психического развития являются:

  • формирование внутренней направленности учащихся на социально одобряемое поведение;

  • снижение негативного влияния социума на детей.


Довольно часто причиной тревожности и дискомфорта ребёнка является негативное или равнодушное отношение к нему сверстников, что особенно характерно для ребенка ЗПР. В этом случае наблюдается явление ингибиции, ухода в себя, затруднение самопознания и самореализации, или, наоборот, развитие агрессии и конфликтности ребенка.

Для успешной социализации подростку необходимо удовлетворение основных его потребностей:

  1. Потребность в безопасности, благополучие в сфере отношений ребёнка со сверстниками.

  2. Удовлетворение потребностей школьника в принадлежности к референтной (значимой) группе.

  3. Потребность в признании и уважении.


Удовлетворение этих потребностей позволяет подростку решать свои социально-психологические задачи становления личности:

  • самопознание – познание подростком самого себя. На основе этого он строит свое взаимодействие в другими людьми,

  • самоопределение - этот компонент развития личности школьника мы рассматриваем как становление его субъективной позиции в процессе выбора и самостоятельного продуцирования норм, принципов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в деятельности и поведении,

  • самореализация ребенка - проявление его активности в деятельности и общении, которая ведет к развитию его интересов и способностей, а также отношений с окружающими,

  • самореабилитация – восстановление утраченных социальных психологических функций с помощью внутренних резервов.

Каждый человек изначально запрограммирован на хорошее, поэтому ребенок, не нашедший удовлетворения социальных потребностей в школе, в классе, будет их искать в другом месте. Дети с неорганизованным досугом ищут признания в компании своих сверстников, зачастую таких же отверженных. Анализ содержательной стороны неформального группового общения девиантных школьников показал, что оно в основном поверхностно, ситуативно, малоинформативно, чаще носит аффективный характер. С точки зрения общественной значимости их общение общественно нейтрально, т.е. находится в стороне от основных социальных проблем, и имеет тенденцию к асоциальной направленности: противоправного поведения, курение, алкоголизация, наркотизация. В худшем случае подросток отказывается от посещения школы, что вообще ведет к деградации личности.

Таким образом, проблема социально-психологического характера превращается в социально-правовую. Мы считаем, что обязательным условием помощи учащимся в адаптации, а значит и профилактики девиаций является создание психологического комфорта в классе, группе.

Группа- это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни, проблемы межличностных взаимоотношений, поведения, принятия решений. Искуственно созданная обстановка отличается тем, что в такой группе каждый может быть и эксперементатором, и предметом эксперемента.

Конечная цель группы – научить её участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

И.Ялом выделил 9 лечебных факторов, характерных для групповой работы:

1. Сплоченность.

2. Внушение надежды.

3. Обобщение.

4. Альтруизм.

5. Предоставление информации.

6. Перенос.

7. Межличностное обучение.

8. Развитие межличностных умений.

9. Имитирующее поведение.

Для решение проблем, связанных с самореализацией обучающихся мы взяли серию программ Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» начиная с 6 класса. Используем часть этого курса до 9 класса включительно. Занятия по форме групповой работы, где через специальные упражнения (игры) участники овладевают навыками эффективного общения. Здесь есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.


Общая цель: создание условий для приобретения школьниками навыков конструктивного межличностного общения, самовоспитания важных качеств личности.

Задачи:

  • снижение влияния отрицательных эмоций на учащихся;

  • обучение учащихся конструктивному общению;

  • развитие умения слушать других людей;

  • формирование позитивной моральной позиции.

- Курс для 6 класса « Сделай себя сам» поможет в работе над собой, узнать какие и как ставить цели, как поверить в себя, как развивать волю, трудолюбие и способности, как избавиться от плохих качеств.

- Курс для 7-го класса «Научи себя учиться» предполагает приобрести знания как: экономно расходовать время, планировать свою работу, организовывать её, создавать удобную обстановку для работы, владеть правилами и приемами эффективного запоминания, понимания, воспроизведения информации, решать задачи и проблемы, применять полученные знания, контролировать, оценивать, свою деятельность.

- Курс для 8 класса «Утверждай себя» является логическим продолжением и ставит следующие задачи: как выработать оптимальные цели, как спланировать сложную работу, как принять трудное решение, как подготовиться к важной беседе, что делать в конфликтной ситуации.

- Курс для 9 класса «Найди себя» ставит перед подростками цели о самоопределении. В нем ребята знакомятся с различными профессиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления, с особенностями дружбы и любви. Курс поможет осознать себя и определить своё место в окружающем мире.

Сведения о продолжении образования выпускников классов СК.

Уч.

год

Класс

Количество

выпускников

Продолжили обучение

10 кл

НПО

СПО

2009/

2010

СКК

14

-

8

6

2010/

2011

СКК

13

1

1

11

2011/

2012

-

-

-

-

-



Советы психолога для тех, кто работает с детьми ЗПР и их семьями.

  1. Нельзя относиться к детям ЗПР с позиции силы и страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст стену отчуждения. Научитесь сами и научите каждого ребенка видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.)

  2. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная тайна, доверенная Вам, должна остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным уважения и доверия.

  3. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.

  4. Проявляйте заботу о своем хорощем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня. Видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.