МБОУ «СОШ №190», Автозаводский район г. Нижнего Новгорода
Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
(выступление педагога-психолога О.Н.Сакиной).
С очевидными позитивными переменами, пришедшими в систему обучения детей с ЗПР, связан и ряд противоречий, существующих в сегодняшней школе, исходя из, которых определены проблемы и задачи. Решая противоречие: «Между необходимостью социально-личностной реабилитации детей с ЗПР к сегодняшней жизни и отсутствием условий для познания возможностей собственной личности, ориентации в окружающей среде и интеграции в социальные отношения», - мы выходим на решение целей и задач, стоящих перед школой.
Мы пытаемся создать разнообразные условия для развития и самореализации обучающихся с различными уровнями возможностей и способностей, что соответствует выбранному курсу на становление школы адаптивного типа, т.е. равных возможностей для всех.
Оказание индивидуально-ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого-педагогического сопровождения и проведение социально-личностной реабилитации к сегодняшней жизни позволяет:
- решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;
- обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии;
- способствовать их личностному развитию;
- обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта;
Что создаст условия для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР.
В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР главную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специально организованная помощь поддержка учащемуся в процессе его обучения, воспитания, развития, социализации. ППС включает в себя такие виды работ как:
Диагностика (индивидуальная и групповая);
Консультирование (индивидуальное и групповое);
Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
Психологическое просвещение учащихся и их родителей;
Ежегодно по окончании первой ступени образования (начальная школа) в классах СК, после прохождения РПМПк, части обучающихся рекомендовано продолжение образования в обычных классах массовой школы:
№ | Учебный год | Количество обучающихся 4 класса в % | Количество обучающихся |
1 | 2008/2009 | 28 | 4 |
2 | 2009/2010 | 25 | 3 |
3 | 2010/2011 | 35 | 6 |
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией. Расторможеность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.
Основными целями профилактики различных девиаций в школе для детей с задержкой психического развития являются:
Довольно часто причиной тревожности и дискомфорта ребёнка является негативное или равнодушное отношение к нему сверстников, что особенно характерно для ребенка ЗПР. В этом случае наблюдается явление ингибиции, ухода в себя, затруднение самопознания и самореализации, или, наоборот, развитие агрессии и конфликтности ребенка.
Для успешной социализации подростку необходимо удовлетворение основных его потребностей:
Потребность в безопасности, благополучие в сфере отношений ребёнка со сверстниками.
Удовлетворение потребностей школьника в принадлежности к референтной (значимой) группе.
Потребность в признании и уважении.
Удовлетворение этих потребностей позволяет подростку решать свои социально-психологические задачи становления личности:
самопознание – познание подростком самого себя. На основе этого он строит свое взаимодействие в другими людьми,
самоопределение - этот компонент развития личности школьника мы рассматриваем как становление его субъективной позиции в процессе выбора и самостоятельного продуцирования норм, принципов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в деятельности и поведении,
самореализация ребенка - проявление его активности в деятельности и общении, которая ведет к развитию его интересов и способностей, а также отношений с окружающими,
самореабилитация – восстановление утраченных социальных психологических функций с помощью внутренних резервов.
Каждый человек изначально запрограммирован на хорошее, поэтому ребенок, не нашедший удовлетворения социальных потребностей в школе, в классе, будет их искать в другом месте. Дети с неорганизованным досугом ищут признания в компании своих сверстников, зачастую таких же отверженных. Анализ содержательной стороны неформального группового общения девиантных школьников показал, что оно в основном поверхностно, ситуативно, малоинформативно, чаще носит аффективный характер. С точки зрения общественной значимости их общение общественно нейтрально, т.е. находится в стороне от основных социальных проблем, и имеет тенденцию к асоциальной направленности: противоправного поведения, курение, алкоголизация, наркотизация. В худшем случае подросток отказывается от посещения школы, что вообще ведет к деградации личности.
Таким образом, проблема социально-психологического характера превращается в социально-правовую. Мы считаем, что обязательным условием помощи учащимся в адаптации, а значит и профилактики девиаций является создание психологического комфорта в классе, группе.
Группа- это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни, проблемы межличностных взаимоотношений, поведения, принятия решений. Искуственно созданная обстановка отличается тем, что в такой группе каждый может быть и эксперементатором, и предметом эксперемента.
Конечная цель группы – научить её участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.
И.Ялом выделил 9 лечебных факторов, характерных для групповой работы:
1. Сплоченность.
2. Внушение надежды.
3. Обобщение.
4. Альтруизм.
5. Предоставление информации.
6. Перенос.
7. Межличностное обучение.
8. Развитие межличностных умений.
9. Имитирующее поведение.
Для решение проблем, связанных с самореализацией обучающихся мы взяли серию программ Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» начиная с 6 класса. Используем часть этого курса до 9 класса включительно. Занятия по форме групповой работы, где через специальные упражнения (игры) участники овладевают навыками эффективного общения. Здесь есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Общая цель: создание условий для приобретения школьниками навыков конструктивного межличностного общения, самовоспитания важных качеств личности.
Задачи:
снижение влияния отрицательных эмоций на учащихся;
обучение учащихся конструктивному общению;
развитие умения слушать других людей;
формирование позитивной моральной позиции.
- Курс для 6 класса « Сделай себя сам» поможет в работе над собой, узнать какие и как ставить цели, как поверить в себя, как развивать волю, трудолюбие и способности, как избавиться от плохих качеств.
- Курс для 7-го класса «Научи себя учиться» предполагает приобрести знания как: экономно расходовать время, планировать свою работу, организовывать её, создавать удобную обстановку для работы, владеть правилами и приемами эффективного запоминания, понимания, воспроизведения информации, решать задачи и проблемы, применять полученные знания, контролировать, оценивать, свою деятельность.
- Курс для 8 класса «Утверждай себя» является логическим продолжением и ставит следующие задачи: как выработать оптимальные цели, как спланировать сложную работу, как принять трудное решение, как подготовиться к важной беседе, что делать в конфликтной ситуации.
- Курс для 9 класса «Найди себя» ставит перед подростками цели о самоопределении. В нем ребята знакомятся с различными профессиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления, с особенностями дружбы и любви. Курс поможет осознать себя и определить своё место в окружающем мире.
Сведения о продолжении образования выпускников классов СК.
Уч. год | Класс | Количество выпускников | Продолжили обучение |
10 кл | НПО | СПО |
2009/ 2010 | СКК | 14 | - | 8 | 6 |
2010/ 2011 | СКК | 13 | 1 | 1 | 11 |
2011/ 2012 | - | - | - | - | - |
Советы психолога для тех, кто работает с детьми ЗПР и их семьями.
Нельзя относиться к детям ЗПР с позиции силы и страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст стену отчуждения. Научитесь сами и научите каждого ребенка видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.)
Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная тайна, доверенная Вам, должна остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным уважения и доверия.
Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
Проявляйте заботу о своем хорощем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня. Видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.