СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к выпускным экзаменам.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для педагогов образовательных учреждений:

"Психолого-педагогическое сопровождение  старшеклассников в процессе подготовки к  выпускным экзаменам".                                                                                    

Ситуация экзамена, по другому ситуация оценивания  некомфортна человеку вообще, а  подрастающему в особенности.  Совместно с учащимися 11 класса педагогом –психологом была  проведена дианогостика психологического состояния учащихся - выпускников  и их родителей соответственно. В результате исследования было  выясненно, что 81% выпускников и 66% из опрошенных родителей находятся в состоянии   экзаменационного стресса.  Да, и педагоги, работающие в выпускных классах, не являются абсолютно безучастными, и также многие находятся перед экзаменами  в тревожном состоянии.

Каким образом можно помочь в первую очередь выпускникам в этот период?     

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к выпускным экзаменам.»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 городского поселения

«Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края











Семинар для педагогов образовательных учреждений

Тема выступления:

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников

в процессе подготовки к выпускным экзаменам.

На материале опыта МБОУ СОШ №10 П. Чегдомын













Кривченко Елена Вячеславовна

педагог-психолог МБОУ СОШ №10

2014 г







На материале опыта МБОУ СОШ №10

Ситуация экзамена, по другому ситуация оценивания некомфортна человеку вообще, а подрастающему в особенности.

Совместно с учащимися 11 класса педагогом –психологом была проведена дианогостика психологического состояния учащихся - выпускников и их родителей соответственно. В результате исследования было выясненно, что 81% выпускников и 66% из опрошенных родителей находятся в состоянии экзаменационного стресса. Да, и педагоги, работающие в выпускных классах, не являются абсолютно безучастными, и также многие находятся перед экзаменами в тревожном состоянии.

Каким образом можно помочь в первую очередь выпускникам в этот период?

Комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают различные подготовительные курсы, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т.д.

Так как, вопросы помощи выпускникам должны решаться с комплексно нами была разработа программа взаимодействия в ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА.



1. Администрация

1. Формирование программы подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА;

2.Организация и анализ проведения пробных экзаменов;

3 посещение учебных занятий.

4. Организация мониторинг подготовки, подведение итогов, рефлексия

2. Педагоги

1.Организация процесса подготовки в различных формах: уроки, консультации, практикумы,

3. классный руководитель

1.Организация взаимодействия между специалистами, родителями

контроль за процессом подготовки учащихся к экзаменам,

разрешение неожиданных ситуаций классные часы, родительские собрания.

3.Учащиеся

Постоянное посещение

4. Родители

Организация условий подготовки учащихся к экзаменам (питание , режима труда и отдыха, организация пространства)

5.Педагог-психолог


1.Диагностика

2.Определение учащихся группы риска;

3.Проведение программы «Спасательный круг» для выпускника обучение стратегий совладания с экзаменационным стрессом,

развитие уверенного поведения.

4.Индивидуальные и коллективные консультации (собрания –практикумы.)


Консилиум

Определение детей группы риска. Разработка стратегий поддержки. Мониторинг подготовки, подведение итогов, рефлексия



Что должна включать в себя психологическая подготовка к ЕГЭ? На сегодняшний момент можно выделить три основных компонента психологической подготовки и, вытекающие из них трудности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компонетнты

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.

Личностные трудности, связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.

Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдачи ЕГЭ.

Своеобразие учебной деятельности связаны рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти внимания, темпом деятельности, личностным особенностями, учебной мотивацией, с отсутствие навыков саорегуляции, низкой стрессоустойчивостью и т.д.


Изначально проводится диагностика психологического состояния выпускников и их отношения к предстоящим экзаменам. Определяются «группы риска» среди выпускников:

  • «Правополушарные» дети;

  • «Тревожные и неуверенные» дети;

  • Испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации»;

  • «Перфекционисты и отличники»;

  • «Астеничные» дети;

  • «Гипертимные» дети;

  • «Застревающие» дети.

Коротко охарактеризую данные группы выпускников и немного скажу о стратегиях поддержки той или иной группы:


Правополушарные дети – у данных детей повышена активность правого полушария мозга.

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  1. Богатое воображение, хорошо развито образное мышление запоминание в виде метафор, ассоциаций,аналогий;


  1. Затруднения могут быть связаны при необходимости логически мыслить, структурировать, затрудняются составлять конспекты, планы;

  2. Трудно выделять главное, но они хорошо обобщают,

  3. Если не знают прямого ответа на вопрос способны применить знания из других областей. Ответы часто хаотичны;

  4. Трудно сосредотачиваются на фактическом и теоретическом материале


  1. Учить выделять главное, ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь ;

  2. Учить вчитываться в текст(«С») отвечать на вопрос: «Про что именно спрашивается?»

  3. Перед тем как заполнить бланк, попросите записать 5 первых мыслей пришедших в голову после зачтения вопроса группы «С». Затем проранжируйте ответы в порядке значимости. Потом записывай ответ.

  4. При подготовке задействуйте метафоры, образы картинки.


Тревожные и неуверенные дети

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Воспринимают как опасную, ситуацию проверки знаний в любом виде;

  • Часто перепроверяют уже сделанное, исправляют написанное (причем это часто не ведет к улучшению качества работы)

  • Наблюдают за реакцией учителя, задают уточняющие вопросы, проверяя правильно ли они его поняли.

  • При выполнении задания ищут поддержку в реакции педагога.

  • Теряются в случае отсутствия эмоционального контакта со взрослым

  • Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

  • Важна ситуация эмоционального комфорта напредэкзаменационном этапе.(поощрение , поддержка);

  • Нельзя нагнетать обстановку;

  • На экзамене организация эмоциональной поддержки. (невербалика)

  • Если ребенок обращается за помощью, лучшая формулировка: «Я уверена, что ты все делаешь

  • правильно и у тебя все получится.»


Испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Они характеризуются как невнимательные, рассеянные. Общий уровень организации деятельности очень низкий.

  • Неустойчивая работоспособность, присущи частые колебания темпа деятельности.

  • Т.К. ЕГЭ требует высокой организованности деятельности , такие дети при общем высоком уровне познавательного развития могут нерационально использовать отведенное время.

  • Учить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры: песочные часы, составление списка необходимых дел, с вычеркиванием выполненных .

  • Во время экзамена требуется помощь в самоорганизации . (вопросы: Ты как? ты сейчас что делаешь?» можно применять для опоры линейку, тот же список.)

  • родители должны в домашних условиях организовать условия для обучения учеников структурирования времени


Перфекционисты и отличники

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Всегда стремятся сделать задание лучше всех, больше всех, быстрее всех;

  • Очень чувствительны к похвале, к любой оценке своей деятельности;

  • Характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

  • Необходимо сделать все и без ошибок.

  • На экзамене возможные затруднения, когда необходимо пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Такая ситуация может действовать дезорганизующе.

  • Важно скорректировать их ожидания. Осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

  • Во время экзамена нужно помочь распределить свое время: «сколько тебе еще осталось?» -и помогать корректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько, Того, что выполнил, уже достаточно, переходи к следующему заданию».



«Астеничные дети»

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Высокая утомляемость, истощаемость.

  • Быстро устают, снижается темп деятельности, увеличивается количество ошибок.

  • Нередко ложаться на парту, подпирают голову рукой, или начинаются раскачиваться. Тонизируя себя.

  • Это связано с особенностями ВНД и имеет неврологическую природу, поэтому возможности коррекции крайне ограничены.

  • Егэ требует высокой работоспособности. В теч-3 -4 часов . Усталость может быть причиной резкого увеличения ошибок.

  • Нельзя предъявлять завышенных требований.

  • Оптимальный режим подготовки . Полноценный сон, перерывы в занятиях, прогулки.

  • Необходима консультация у психоневролога, невропатолога, о возможных препаратах (витамины, травы ит.д.)

  • Во время экзамена организовать несколько коротких перерывов.

  • Предварительно научить приемам релаксации.



«Гипертимные дети»

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны, порой несдержанны.

  • Быстро проверяют задания, часто небрежно, не видят собственных ошибок.

  • Испытывают затруднения в ходе работы требующей тщательности, собранности , аккуратности. Прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

  • Часто у них сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок.

Правило: «Сделал - проверь».

Не пытайтесь изменить темп деятельности.

Для гипертимных детей необходимо создать ощущение важности экзамена .

Во время экзамена необходимо напоминать о важности самоконтроля: «Ты проверяешь, то, что делаешь?»



«Застревающие дети»

Краткая характеристика

Стратегия поддержки

  • Низкая подвижность, низкая лабильность псих. процессов. С трудом переключаются с одного задания на другое. Долго настраиваются и вникают,. Если их торопить темп деятельности снижается еще больше

  • Они медлительны, основательны, практически никогда не укладываются в отведенное время.


Необходимо учить ребенка пользоваться часами, для того, чтобы определять время необходимое для каждого задания например: тебе за час нужно решить 5 задач. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут.

На экзамене взрослому необходимо помогать переходить (переключаться ) на следующее задание : ты уже можешь переходить к следующему заданию

Нельзя торопить, темп работы только снизится.


Далее на ПМПк совместно с педагогами выпускных классов вырабатывается стратегия поддержки детей групп риска.

С учащимся организовываются занятия по профилактике экзаменнационных стрессов: «Спасательный круг» для выпускника».

№ п/п

Тема занятий

Кол-о часов

1

«Что такое экзамены и что они значат для меня?»

1

2

Развитие внимания

1 2

3

Память и запоминание . Приемы работы с текстом

2

4

Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладания со своими чувствами

2

5

Обучение приемам релаксации снятия напряжения

2

итого


9


При необходимости индивидуальных консультаций также выделяется время, когда родители совмесно с учащимися могут посетить консультации психолога, совместно разработать программу подготовки к экзамену.

Коллективные консультации для родителей орагнизуются совместно классным рукооводителем и педагогом – психологом.

  • Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ

  • Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена

  • Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)

( как педагоги так и психолог)

При этом родители и педагоги получают рекомендации.


Например: учащаяся -9 класса Р. Т. 15 лет.


Девушка. Относится к группе риска Тревожных и неуверенных детей

Уровень учебной подготовки к экзаменам ниже среднего.

• Воспринимает как опасную, ситуацию проверки знаний в любом виде;

• Часто перепроверяет уже сделанное, исправляют написанное (причем это часто не ведет к улучшению качества работы)

• Наблюдает за реакцией учителя, задают уточняющие вопросы, проверяя правильно ли они его поняли.

• При выполнении задания ищут поддержку в реакции педагога.

• Теряются в случае отсутствия эмоционального контакта со взрослыми

  • Нуждаются в эмоциональном комфорте на предэкзаменационном этапе.(поощрение , поддержка);


Стратегия поддержки:

1.Совместная выработка дальнейшего плана действий:

Спокойно, не нагнетая обстановку выясняем её понимание ситуации. Разрабатываем совместный план: Что будем делать в первую очередь, а дальше, а затем, из чего нам будет понятно, что мы выполнили этот этап подготовки. У подростка складывается впечатление, что это он сам обдумал данный план, принял его, а взрослые готовы его поддержать.

2. Посещение психопрофилактических занятий по совладанию с экзаменационным стрессом.

3. Посещение коллективных и индивидуальных консультаций по предметам, где решаются затруднения ребенка.

2. На пробном экзамене, на экзамене организация эмоциональной поддержки. (невербалика: улыбка, кивок и т.д.)

3. Если ребенок обращается за помощью, лучшая формулировка: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится.»