Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 городского поселения
«Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Семинар для педагогов образовательных учреждений
Тема выступления:
Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников
в процессе подготовки к выпускным экзаменам.
На материале опыта МБОУ СОШ №10 П. Чегдомын
Кривченко Елена Вячеславовна
педагог-психолог МБОУ СОШ №10
2014 г
На материале опыта МБОУ СОШ №10
Ситуация экзамена, по другому ситуация оценивания некомфортна человеку вообще, а подрастающему в особенности.
Совместно с учащимися 11 класса педагогом –психологом была проведена дианогостика психологического состояния учащихся - выпускников и их родителей соответственно. В результате исследования было выясненно, что 81% выпускников и 66% из опрошенных родителей находятся в состоянии экзаменационного стресса. Да, и педагоги, работающие в выпускных классах, не являются абсолютно безучастными, и также многие находятся перед экзаменами в тревожном состоянии.
Каким образом можно помочь в первую очередь выпускникам в этот период?
Комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают различные подготовительные курсы, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т.д.
Так как, вопросы помощи выпускникам должны решаться с комплексно нами была разработа программа взаимодействия в ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА.
| |
1. Администрация | 1. Формирование программы подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА; 2.Организация и анализ проведения пробных экзаменов; 3 посещение учебных занятий. 4. Организация мониторинг подготовки, подведение итогов, рефлексия |
2. Педагоги | 1.Организация процесса подготовки в различных формах: уроки, консультации, практикумы, |
3. классный руководитель | 1.Организация взаимодействия между специалистами, родителями контроль за процессом подготовки учащихся к экзаменам, разрешение неожиданных ситуаций классные часы, родительские собрания. |
3.Учащиеся | Постоянное посещение |
4. Родители | Организация условий подготовки учащихся к экзаменам (питание , режима труда и отдыха, организация пространства) |
5.Педагог-психолог | 1.Диагностика 2.Определение учащихся группы риска; 3.Проведение программы «Спасательный круг» для выпускника обучение стратегий совладания с экзаменационным стрессом, развитие уверенного поведения. 4.Индивидуальные и коллективные консультации (собрания –практикумы.) |
Консилиум | Определение детей группы риска. Разработка стратегий поддержки. Мониторинг подготовки, подведение итогов, рефлексия |
Что должна включать в себя психологическая подготовка к ЕГЭ? На сегодняшний момент можно выделить три основных компонента психологической подготовки и, вытекающие из них трудности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компонетнты
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.
Личностные трудности, связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.
Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдачи ЕГЭ.
Своеобразие учебной деятельности связаны рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти внимания, темпом деятельности, личностным особенностями, учебной мотивацией, с отсутствие навыков саорегуляции, низкой стрессоустойчивостью и т.д.
Изначально проводится диагностика психологического состояния выпускников и их отношения к предстоящим экзаменам. Определяются «группы риска» среди выпускников:
«Правополушарные» дети;
«Тревожные и неуверенные» дети;
Испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации»;
«Перфекционисты и отличники»;
«Астеничные» дети;
«Гипертимные» дети;
«Застревающие» дети.
Коротко охарактеризую данные группы выпускников и немного скажу о стратегиях поддержки той или иной группы:
Правополушарные дети – у данных детей повышена активность правого полушария мозга. |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Богатое воображение, хорошо развито образное мышление запоминание в виде метафор, ассоциаций,аналогий; Затруднения могут быть связаны при необходимости логически мыслить, структурировать, затрудняются составлять конспекты, планы; Трудно выделять главное, но они хорошо обобщают, Если не знают прямого ответа на вопрос способны применить знания из других областей. Ответы часто хаотичны; Трудно сосредотачиваются на фактическом и теоретическом материале | Учить выделять главное, ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь ; Учить вчитываться в текст(«С») отвечать на вопрос: «Про что именно спрашивается?» Перед тем как заполнить бланк, попросите записать 5 первых мыслей пришедших в голову после зачтения вопроса группы «С». Затем проранжируйте ответы в порядке значимости. Потом записывай ответ. При подготовке задействуйте метафоры, образы картинки. |
Тревожные и неуверенные дети |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Часто перепроверяют уже сделанное, исправляют написанное (причем это часто не ведет к улучшению качества работы) Наблюдают за реакцией учителя, задают уточняющие вопросы, проверяя правильно ли они его поняли. При выполнении задания ищут поддержку в реакции педагога. Теряются в случае отсутствия эмоционального контакта со взрослым Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. | Важна ситуация эмоционального комфорта напредэкзаменационном этапе.(поощрение , поддержка); Нельзя нагнетать обстановку; На экзамене организация эмоциональной поддержки. (невербалика) Если ребенок обращается за помощью, лучшая формулировка: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится.» |
Испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Они характеризуются как невнимательные, рассеянные. Общий уровень организации деятельности очень низкий. Неустойчивая работоспособность, присущи частые колебания темпа деятельности. Т.К. ЕГЭ требует высокой организованности деятельности , такие дети при общем высоком уровне познавательного развития могут нерационально использовать отведенное время. -
| Учить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры: песочные часы, составление списка необходимых дел, с вычеркиванием выполненных . Во время экзамена требуется помощь в самоорганизации . (вопросы: Ты как? ты сейчас что делаешь?» можно применять для опоры линейку, тот же список.) родители должны в домашних условиях организовать условия для обучения учеников структурирования времени |
Перфекционисты и отличники |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Всегда стремятся сделать задание лучше всех, больше всех, быстрее всех; Очень чувствительны к похвале, к любой оценке своей деятельности; Характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Необходимо сделать все и без ошибок. На экзамене возможные затруднения, когда необходимо пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Такая ситуация может действовать дезорганизующе. | Важно скорректировать их ожидания. Осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Во время экзамена нужно помочь распределить свое время: «сколько тебе еще осталось?» -и помогать корректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько, Того, что выполнил, уже достаточно, переходи к следующему заданию». |
«Астеничные дети» |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Высокая утомляемость, истощаемость. Быстро устают, снижается темп деятельности, увеличивается количество ошибок. Нередко ложаться на парту, подпирают голову рукой, или начинаются раскачиваться. Тонизируя себя. Это связано с особенностями ВНД и имеет неврологическую природу, поэтому возможности коррекции крайне ограничены. Егэ требует высокой работоспособности. В теч-3 -4 часов . Усталость может быть причиной резкого увеличения ошибок. | Нельзя предъявлять завышенных требований. Оптимальный режим подготовки . Полноценный сон, перерывы в занятиях, прогулки. Необходима консультация у психоневролога, невропатолога, о возможных препаратах (витамины, травы ит.д.) Во время экзамена организовать несколько коротких перерывов. Предварительно научить приемам релаксации. |
«Гипертимные дети» |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны, порой несдержанны. Быстро проверяют задания, часто небрежно, не видят собственных ошибок. Испытывают затруднения в ходе работы требующей тщательности, собранности , аккуратности. Прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Часто у них сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок. | Правило: «Сделал - проверь». Не пытайтесь изменить темп деятельности. Для гипертимных детей необходимо создать ощущение важности экзамена . Во время экзамена необходимо напоминать о важности самоконтроля: «Ты проверяешь, то, что делаешь?» |
«Застревающие дети» |
Краткая характеристика | Стратегия поддержки |
Низкая подвижность, низкая лабильность псих. процессов. С трудом переключаются с одного задания на другое. Долго настраиваются и вникают,. Если их торопить темп деятельности снижается еще больше Они медлительны, основательны, практически никогда не укладываются в отведенное время. | Необходимо учить ребенка пользоваться часами, для того, чтобы определять время необходимое для каждого задания например: тебе за час нужно решить 5 задач. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут. На экзамене взрослому необходимо помогать переходить (переключаться ) на следующее задание : ты уже можешь переходить к следующему заданию Нельзя торопить, темп работы только снизится. |
Далее на ПМПк совместно с педагогами выпускных классов вырабатывается стратегия поддержки детей групп риска.
С учащимся организовываются занятия по профилактике экзаменнационных стрессов: «Спасательный круг» для выпускника».
№ п/п | Тема занятий | Кол-о часов |
1 | «Что такое экзамены и что они значат для меня?» | 1 |
2 | Развитие внимания | 1 2 |
3 | Память и запоминание . Приемы работы с текстом | 2 |
4 | Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладания со своими чувствами | 2 |
5 | Обучение приемам релаксации снятия напряжения | 2 |
итого | | 9 |
При необходимости индивидуальных консультаций также выделяется время, когда родители совмесно с учащимися могут посетить консультации психолога, совместно разработать программу подготовки к экзамену.
Коллективные консультации для родителей орагнизуются совместно классным рукооводителем и педагогом – психологом.
Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ
Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена
Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)
( как педагоги так и психолог)
При этом родители и педагоги получают рекомендации.
Например: учащаяся -9 класса Р. Т. 15 лет.
Девушка. Относится к группе риска Тревожных и неуверенных детей
Уровень учебной подготовки к экзаменам ниже среднего.
• Воспринимает как опасную, ситуацию проверки знаний в любом виде;
• Часто перепроверяет уже сделанное, исправляют написанное (причем это часто не ведет к улучшению качества работы)
• Наблюдает за реакцией учителя, задают уточняющие вопросы, проверяя правильно ли они его поняли.
• При выполнении задания ищут поддержку в реакции педагога.
• Теряются в случае отсутствия эмоционального контакта со взрослыми
Стратегия поддержки:
1.Совместная выработка дальнейшего плана действий:
Спокойно, не нагнетая обстановку выясняем её понимание ситуации. Разрабатываем совместный план: Что будем делать в первую очередь, а дальше, а затем, из чего нам будет понятно, что мы выполнили этот этап подготовки. У подростка складывается впечатление, что это он сам обдумал данный план, принял его, а взрослые готовы его поддержать.
2. Посещение психопрофилактических занятий по совладанию с экзаменационным стрессом.
3. Посещение коллективных и индивидуальных консультаций по предметам, где решаются затруднения ребенка.
2. На пробном экзамене, на экзамене организация эмоциональной поддержки. (невербалика: улыбка, кивок и т.д.)
3. Если ребенок обращается за помощью, лучшая формулировка: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится.»