СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность ребенка в образовательной среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность ребенка в образовательной среде»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» педагог – психолог Панькина Ольга Викторовна

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

педагог – психолог Панькина Ольга Викторовна

Правовая основа обеспечения детства Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.

Правовая основа обеспечения детства

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.

Основные понятия безопасности Безопасность человека в широком смысле  – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия. Социальная безопасность  – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей. Психологическая безопасность образовательного процесса   – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

Основные понятия безопасности

  • Безопасность человека в широком смысле  – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия.
  • Социальная безопасность  – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей.
  • Психологическая безопасность образовательного процесса   – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Физическая безопасность  характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания) . Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет. Личная безопасность  — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
  • Физическая безопасность  характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания) .
  • Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет.
  • Личная безопасность  — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
К внешним источникам относятся: проблемы межличностных отношений и общений в социоме; интеллектуальные, физические и психоэмоциональные перегрузки в ОУ и дома; преобладание авторитарного стиля;  отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;  асоциальная семейная.

К внешним источникам относятся:

  • проблемы межличностных отношений и общений в социоме;
  • интеллектуальные, физические и

психоэмоциональные перегрузки в ОУ и дома;

  • преобладание авторитарного стиля;
  • отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
  • асоциальная семейная.
Внутренним источникам являются:  привычки негативного поведения; осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;  индивидуально-личностные особенности ребенка (тревожность, агрессивность, страхи или неадекватная самооценка),;  патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

Внутренним источникам являются:

  • привычки негативного поведения;
  • осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
  • индивидуально-личностные особенности ребенка (тревожность, агрессивность, страхи или неадекватная самооценка),;
  • патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация негативного аспекта, особенно социальных сетей Интернета, которая вводит ребенка в заблуждение и в мир иллюзий.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация негативного аспекта, особенно социальных сетей Интернета, которая вводит ребенка в заблуждение и в мир иллюзий.

Психологическое насилие Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка».

Психологическое насилие

  • Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
  • Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка».
Формы психологического насилия Отвержение  – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающее его достоинство: - враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; -  высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.); -  превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п. Терроризирование  – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: -  помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; -  оставление его в опасной ситуации; -  нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение; -  угроза совершения насилия над самим ребенком; -  угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Формы психологического насилия

  • Отвержение  – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающее его достоинство:

- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

-  высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.);

-  превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

  • Терроризирование  – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

-  помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

-  оставление его в опасной ситуации;

-  нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;

-  угроза совершения насилия над самим ребенком;

-  угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция  – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его: -  необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; -  необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде. Эксплуатация/развращение  – такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.): -  побуждение к антисоциальному поведению: занятию преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим; -   формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); -   воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
  • Изоляция  – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

-  необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;

-  необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

  • Эксплуатация/развращение  – такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

-  побуждение к антисоциальному поведению: занятию преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;

-   формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);

-   воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование  – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: -  нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; -  взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; -  отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
  • Игнорирование  – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

-  нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

-  взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

-  отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Насилие в школе – буллинг (издевательства,травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор,  направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.

Насилие в школебуллинг (издевательства,травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор,  направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.

Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета. Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.

Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета.

Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах: в трудностях засыпания и беспокойном сне; в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в рассеянности, невнимательности; в беспокойстве и непоседливости; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в проявлении упрямства;

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
в том, что он постоянно грызёт ногти, сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита) в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит, не находя себе занятия); в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; в повышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях. Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
  • в том, что он постоянно грызёт ногти, сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита)
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит, не находя себе занятия);
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Что нельзя делать Перебивать ребенка Принуждать делать то, к чему он не готов Заставлять делать что-нибудь, если он устал или расстроен Говорить: «нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя» Ожидать от ребенка понимания всех логических правил Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание Сравнивать с другими детьми

Что нельзя делать

  • Перебивать ребенка
  • Принуждать делать то, к чему он не готов
  • Заставлять делать что-нибудь, если он устал или расстроен
  • Говорить: «нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя»
  • Ожидать от ребенка понимания всех логических правил
  • Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание
  • Сравнивать с другими детьми
Правила сохранения психического здоровья детей Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины» т.е. следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

Правила сохранения психического здоровья детей

  • Всегда находите время поговорить с ребенком.

Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие

у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право

самостоятельно принимать решения, уважайте его

право на собственное мнение.

  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики

семейного воспитания «психологические пощечины» т.е.

следите за выражением своего лица, когда общаетесь с

ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие

глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина»

ребенку.

Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному

партнеру, который пока просто обладает меньшим

жизненным опытом.

  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении,

сочетайте разумную требовательность с похвалой.

Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда

адекватен в своих поступках в силу физиологических

особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными

детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с

ним же самим, но менее успешным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!