«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
педагог – психолог Панькина Ольга Викторовна
Правовая основа обеспечения детства
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.
Основные понятия безопасности
- Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия.
- Социальная безопасность – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей.
- Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
- Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания) .
- Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет.
- Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
К внешним источникам относятся:
- проблемы межличностных отношений и общений в социоме;
- интеллектуальные, физические и
психоэмоциональные перегрузки в ОУ и дома;
- преобладание авторитарного стиля;
- отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
- асоциальная семейная.
Внутренним источникам являются:
- привычки негативного поведения;
- осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
- индивидуально-личностные особенности ребенка (тревожность, агрессивность, страхи или неадекватная самооценка),;
- патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация негативного аспекта, особенно социальных сетей Интернета, которая вводит ребенка в заблуждение и в мир иллюзий.
Психологическое насилие
- Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
- Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка».
Формы психологического насилия
- Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающее его достоинство:
- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.);
- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
- Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
- оставление его в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
- угроза совершения насилия над самим ребенком;
- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
- Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:
- необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
- Эксплуатация/развращение – такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):
- побуждение к антисоциальному поведению: занятию преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;
- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
- воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
- Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
- взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Насилие в школе – буллинг (издевательства,травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.
Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета.
Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно грызёт ногти, сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита)
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит, не находя себе занятия);
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Что нельзя делать
- Перебивать ребенка
- Принуждать делать то, к чему он не готов
- Заставлять делать что-нибудь, если он устал или расстроен
- Говорить: «нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя»
- Ожидать от ребенка понимания всех логических правил
- Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание
- Сравнивать с другими детьми
Правила сохранения психического здоровья детей
- Всегда находите время поговорить с ребенком.
Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие
у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право
самостоятельно принимать решения, уважайте его
право на собственное мнение.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики
семейного воспитания «психологические пощечины» т.е.
следите за выражением своего лица, когда общаетесь с
ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие
глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина»
ребенку.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному
партнеру, который пока просто обладает меньшим
жизненным опытом.
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении,
сочетайте разумную требовательность с похвалой.
Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда
адекватен в своих поступках в силу физиологических
особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными
детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с
ним же самим, но менее успешным.