Психологическая диагностика
Громак Н. И., старший преподаватель
кафедры менеджмента образования
и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Психологическая диагностика – это определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей.
Цель – получение полных, информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития воспитанников, которые определяют их уникальные образовательные потребности и будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование и другое.
Направление психологической диагностика включает следующие виды деятельности:
Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг предполагает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения воспитанниками планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников предпосылок интегративных качеств как промежуточных результатов освоения программы, которые он должен приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Результатом мониторинга является выявление и дифференциация образовательных потребностей воспитанника, а также анализ степени их удовлетворения в образовательном процессе, что позволит модернизировать образовательный процесс для повышения его эффективности на основе индивидуализации.
2. Диагностическая работа по запросу родителей, педагогов – проводится в течение учебного года.
Цель: выявление – проблем в развитии, факторов риска психологическому здоровью.
3. Диагностическая работа с воспитанниками в период возрастных кризисов 3 и 7 лет – в течение учебного года.
Цель – выявление кризисных изменений, негативных и позитивных симптомов психологического кризиса.
4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе у воспитанников 5-6 лет (конец учебного года) и 6-7 лет – начало и конец учебного года.
Цель – выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Важным моментом деятельности современного специалиста в ходе психологической диагностики является обоснованный отбор диагностического инструментария. Отсюда возникает необходимость освоить следующие требования к диагностическому инструментарию:
1. Возможность проследить динамику становления интегративных качеств не только в пределах одного возрастного периода, но и между смежными возрастами. Следовательно, методики сбора данных должны сохранять преемственность для изучения разных периодов дошкольного возраста. Такой подход позволит составить историю развития ребенка в образовательных условиях.
2. Возможность выявить центральные онтогенетические моменты (онтогенез – это процесс развития организма), последовательность в становлении каждого интегративного качества. Таким образом, будут изучены, во-первых, те параметры, которые характеризуют процесс становления каждого интегративного качества, в наибольшей мере присущие данному возрасту, а с другой, достижения возраста, находящие наиболее действенное продолжение на последующем возрастном этапе.
3. Методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных проявлений: речевых, поведенческих, эмоциональных.
4. Диагностические методики, входящие в комплексную процедуру сбора данных, должны давать возможность таким образом построить способ взаимодействия взрослого и ребенка, чтобы:
не допустить переутомления ребенка, быть экономичными по процедуре;
исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;
давать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой внутренний мир;
происходить в знакомой ребенку образовательной ситуации, хотя и моделируемой с мониторинговыми целями.
5. Методики должны быть разработаны или модифицированы таким образом, чтобы:
давать возможность получить представления как об освоении ребенком образовательных областей, так и о формировании у него интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста;
позволять моделировать теми или иными средствами ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование того или иного интегративного качества, обеспечивая связь диагностической и образовательной работы;
результаты методик должны быть выражены не только в количественных показателях, но и, в первую очередь, в качественных, отражая образовательные потребности каждого воспитанника;
совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик, должны позволять составить целостное представление о личности ребенка, а именно позволять сделать вывод не об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), а об интегративном качестве в его предпосылочных или психологически зрелых проявлениях.
6. Изучение во взаимосвязи личностных и технических аспектов деятельности воспитанника, освоение которых составляет содержание его развития и образования.
7. Комплексное использование формализованных и малоформализованных методик, а также методов не только диагностики, но и экспертной оценки достижений воспитанников.