Психологическая гостиная для родителей по теме:
«Как подготовить ребенка к школе»
Задачи:
подвести к осознанию важности единства требований к ребенку при поступлении в школу со стороны взрослых (родителей, педагогов);
познакомить с компонентами психологической готовности ребенка к школе;
раскрыть механизм формирования самоконтроля поведения ребенка.
I. Вступительное слово: актуальность данной темы.
Родителям предлагается закончить фразу:
«Когда я думаю о поступлении моего ребенка в школу, я чувствую…»
Ответы родителей дифференцируются по эмоциональному состоянию.
Вывод:
В основном родители испытывают волнение и тревогу в связи с поступлением их ребенка в школу. Эти чувства возникают задолго до первого сентября, поэтому так важно заранее быть готовым к такому ответственному моменту. Кроме того, волнение и тревога начинают проявляться не только на невербальном уровне. Эти чувства, порой, влияют на требования, которые родители предъявляют детям.
II. Работа в малых группах.
Родители объединяются в 2 группы. Одна группа представляет родителей, другая педагогов.
В течение пяти минут в группе записываются требования к ребенку, связанные с поступлением его в школу.
При общем обсуждении анализируются полученные результаты, насколько данные требования едины.
Упражнение «В кругу»
Один участник встает в середину круга. Он – будущий первоклассник. Все остальные одновременно, в течение 1 минуты, начинают вслух высказывать требования к нему. Кто-то говорит от имени родителя, кто-то от имени педагога. Требования разных сторон не обговариваются и не согласовываются.
По окончании работы участник описывает свое состояние, когда он одновременно слушал и родителей и педагогов.
Знакомство с опросом педагогов школ города.
Иметь определенный запас знаний, знать программу детского сада.
Уметь ладить с ребятами, работать вместе на уроке, играть на перемене.
Быть усидчивым.
Быть внимательным.
Уметь читать, особенно, если это желательно по программе.
Результаты работы групп и опроса педагогов связываются с компонентами психологической готовности ребенка к школе:
III.Основная часть: подготовка ребенка к школе в разных сферах.
Раскрывается содержание всех компонентов психологической готовности, кроме развития речи.
Работа с памятками.
При обсуждении вопроса о произвольности делается акцент на самоконтроле в поведении. Проблема: резкое изменение тактики в воспитании; смена отношения к поведению ребенка.
IY. Самоконтроль, как одна из составляющих саморегуляции поведения.
Формирование самоконтроля идет через:
чтение и обсуждение с ребенком литературных произведений нравственного содержания;
анализ собственных поступков ребенка;
накопление личного опыта ребенка.
Часто бывает, что ребенок знает нормы и правила поведения, но не соблюдает их в реальности. Это бывает от того, что взрослые часто используют правила – ограничители (запреты). Это не дает ребенку увидеть и понять последствия своего поступка, самостоятельно управлять своим поведением. Ребенок редко оказывается в ситуации выбора, в необходимости быть самостоятельным, у него слабо развита воля.
Как же формировать у ребенка умение управлять своим поведением, формировать самоконтроль?
Прежде всего, надо понять, что такое самоконтроль поведения, его содержание. Это:
знание морального правила (такие правила можно придумать всей семьей);
понимание справедливости этого правила;
умение увидеть последствия поступка (все плюсы и минусы поведения ребенка, возможные поощрения и наказания);
«прикладывание» правила к своему поступку и оценка этого поступка;
умение применить нужное правило к конкретной ситуации;
выбор мотива поступка («из-за чего я это делаю»);
проявление волевого усилия для совершения поступка.
Участники группы предполагают, какие мотивы поведения могут быть у ребенка:
желание и умение оценить свой поступок, выделить свое «я»;
желание поддержать хорошие отношения со сверстниками;
желание поддержать хорошие отношения со взрослыми (одобрение, поддержка от него);
желание избежать наказания;
желание привлечь внимание.
Чтобы знание правил было связано с умением применять их, ребенку должен быть понятен нравственный смысл поступка. Т.е., надо учить ребенка находить это смысл, анализировать свое поведение и поведение других людей.
Только в этом случае ребенок представляет последствия поступка, положительный или отрицательный исход, испытывает разные чувства и приходит к убеждению «как надо поступать».
Работа в малых группах.
Работают 3 малые группы, каждая со своей ситуацией. Надо представить пошаговые действия взрослого по формированию самоконтроля поведения ребенка в данной ситуации.
Ситуации:
Ваш ребенок играет в шумную игру в комнате, где отдыхает бабушка. Когда Вы делаете ему замечание, он ненадолго останавливается, но потом продолжает снова.
Вы не разрешаете ребенку брать для игры свои вещи (н-р, калькулятор, ключи). Но он часто берет их, когда Вы этого не видите, а поиграв, не всегда убирает на место.
Ваш ребенок разбрасывает свои вещи и игрушки. Он может прибрать в том случае, если Вы ему неоднократно напомните, но так бывает не всегда.
Проводится общее обсуждение.
Y. Обратная связь по занятию.