СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность 1 класса к обучению в школе. Результаты адаптации обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс; один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность 1 класса к обучению в школе. Результаты адаптации обучающихся.»

Психологическая готовность 1 класса к обучению в школе.

Результаты адаптации обучающихся.



Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс; один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, та и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.

Специалисты выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две – три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Научно – обоснованными критериями готовности ребенка в школе являются:

1. функциональная зрелость (группа здоровья, уровень физического здоровья ребенка);

2. интеллектуальная готовность (уровень развития познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия);

3. произвольная готовность (сформированность произвольности);

4. мотивационная готовность (сформированность произвольности);

5. личностная готовность. В соответствии с выделенными критериями мы подобрали конкретные методики изучения готовности детей к школе.

Результаты тестирования детей 1 «б» класса по методике Керна – Йерасика показали, что

- 9 ( 53 %) учащихся имеют высокий уровень готовности,

- 6 (36 %) средний уровень готовности,

- 2 (11 %) - низкий уровень готовности.

Оценка здоровья детей показала, что примерно 73% детей являются практически здоровыми, но есть дети, стоящие на учете у врача по зрению.

Интеллектуальная готовность детей к обучению предполагает сформированность у них предпосылок логического мышления, сформированность операций синтеза сравнения, наличие знания об окружающей действительности.

Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.

– Согласно ему, ребёнок должен:

– быть физически развитым, 
– владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
– быть эмоционально отзывчивым;
– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы;
– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

Диагностика личностной готовности.

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.

Исследование уровня мотивации учения проводилось по методике М.Р. Гинзбурга.

Результаты тестирования следующие:

- 5 ( 30 %) учащихся имеют высокий уровень мотивации;

- 7 ( 40 %) учащихся имеют нормальный уровень мотивации;

- 5 ( 30 %) учащихся имеют сниженный уровень мотивации.

Мотивация.

 

Содержание вопроса.

 

1

Хочет учиться.

100 %

2

Активен на уроке.

52 %

3

Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу.

85%

4

В настоящее время ребёнок идёт в школу:

С охотой,

100%

 

без желания, но спокойно,

 

 

ворчит, просит оставить дома,

 

 

наотрез отказывается идти в школу.

__



Усвоение норм поведения в школе.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения “школьного поведения” – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

По данным наблюдения плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников.

 

Содержание вопроса.

 

1

На занятиях часто отвлекается, разговаривает.

25 %

2

Ходит по классу во время урока.

3

Пристаёт к одноклассникам.

15 %

4

Спокойно сидит на уроке.

85 %

5

Всегда готов к уроку (приносит всё рекомендованное на учебный день).

75 %

6

Не опаздывает на уроки.

95 %

7

Имеет опрятный внешний вид.

100 %

8

Участвует в драке.

25 %



Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать “роли ученика”.

Успешность функционирования в роли ученика.

 

Содержание вопроса.

 

1

Понимает требования учителя.

80 %

2

Понимает объяснения учителя на уроке.

70 %

3

Не боится задать вопрос учителю.

95 %

4

Понимает правила взаимодействия с учителем.

75 %

5

Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом.

35 %

6

Часто выполняет задание быстрее других.

30 %

7

Умение общаться с учителем.

65 %

8

Умение управлять своим поведением.

60 %



Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80 % учащихся класса.

Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 15 % учащихся.

 Есть ученики, которые почти никогда не отвечают на воп­росы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудня­ются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала. Одна ученица не знает букв.

Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями. 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!