Психологическая готовность 1 класса к обучению в школе.
Результаты адаптации обучающихся.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс; один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, та и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.
Специалисты выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две – три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.
Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Научно – обоснованными критериями готовности ребенка в школе являются:
1. функциональная зрелость (группа здоровья, уровень физического здоровья ребенка);
2. интеллектуальная готовность (уровень развития познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия);
3. произвольная готовность (сформированность произвольности);
4. мотивационная готовность (сформированность произвольности);
5. личностная готовность. В соответствии с выделенными критериями мы подобрали конкретные методики изучения готовности детей к школе.
Результаты тестирования детей 1 «б» класса по методике Керна – Йерасика показали, что
- 9 ( 53 %) учащихся имеют высокий уровень готовности,
- 6 (36 %) средний уровень готовности,
- 2 (11 %) - низкий уровень готовности.
Оценка здоровья детей показала, что примерно 73% детей являются практически здоровыми, но есть дети, стоящие на учете у врача по зрению.
Интеллектуальная готовность детей к обучению предполагает сформированность у них предпосылок логического мышления, сформированность операций синтеза сравнения, наличие знания об окружающей действительности.
Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.
– Согласно ему, ребёнок должен:
– быть физически развитым,
– владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
– быть эмоционально отзывчивым;
– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы;
– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Диагностика личностной готовности.
Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.
Исследование уровня мотивации учения проводилось по методике М.Р. Гинзбурга.
Результаты тестирования следующие:
- 5 ( 30 %) учащихся имеют высокий уровень мотивации;
- 7 ( 40 %) учащихся имеют нормальный уровень мотивации;
- 5 ( 30 %) учащихся имеют сниженный уровень мотивации.
Мотивация.
| Содержание вопроса. | |
1 | Хочет учиться. | 100 % |
2 | Активен на уроке. | 52 % |
3 | Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу. | 85% |
4 | В настоящее время ребёнок идёт в школу: С охотой, | 100% |
| без желания, но спокойно, | |
| ворчит, просит оставить дома, | |
| наотрез отказывается идти в школу. | __ |
Усвоение норм поведения в школе.
Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения “школьного поведения” – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.
По данным наблюдения плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников.
| Содержание вопроса. | |
1 | На занятиях часто отвлекается, разговаривает. | 25 % |
2 | Ходит по классу во время урока. | – |
3 | Пристаёт к одноклассникам. | 15 % |
4 | Спокойно сидит на уроке. | 85 % |
5 | Всегда готов к уроку (приносит всё рекомендованное на учебный день). | 75 % |
6 | Не опаздывает на уроки. | 95 % |
7 | Имеет опрятный внешний вид. | 100 % |
8 | Участвует в драке. | 25 % |
Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать “роли ученика”.
Успешность функционирования в роли ученика.
| Содержание вопроса. | |
1 | Понимает требования учителя. | 80 % |
2 | Понимает объяснения учителя на уроке. | 70 % |
3 | Не боится задать вопрос учителю. | 95 % |
4 | Понимает правила взаимодействия с учителем. | 75 % |
5 | Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом. | 35 % |
6 | Часто выполняет задание быстрее других. | 30 % |
7 | Умение общаться с учителем. | 65 % |
8 | Умение управлять своим поведением. | 60 % |
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80 % учащихся класса.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 15 % учащихся.
Есть ученики, которые почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудняются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала. Одна ученица не знает букв.
Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.