СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность к школьному обучению

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к школьному обучению»

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников. Педагог – психолог КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Васильева А.Ю.

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.

Педагог – психолог КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Васильева А.Ю.

Психологическая готовность Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Психологическая готовность

  • Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Компоненты Психологической готовности Мотивационная готовность. Социально-личностная готовность. Интеллектуальная готовность. Эмоционально-волевая готовность.

Компоненты Психологической готовности

  • Мотивационная готовность.
  • Социально-личностная готовность.
  • Интеллектуальная готовность.
  • Эмоционально-волевая готовность.
Мотивационная готовность Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Мотивационная готовность

  • Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально - личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей; выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания;  включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Социально - личностная готовность

  • характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей;
  • выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания;
  • включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Интеллектуальная готовность

  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Эмоционально – волевая готовность включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя. включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Эмоционально – волевая готовность

  • включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
  • включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Показатели успешной адаптации сохранение физического, психического и социального здоровья детей; установление контакта со сверстниками, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности.

Показатели успешной адаптации

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта со сверстниками, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.
Диагностика адаптации первоклассников. Опрос родителей. Анализ данных медицинской статистики. Экспертный опрос учителя.  Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Диагностика адаптации первоклассников.

  • Опрос родителей.
  • Анализ данных медицинской статистики.
  • Экспертный опрос учителя.
  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Проективный тест «домики» Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Проективный тест «домики»

  • Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Проективный тест «домики» Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.  Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций.

Проективный тест «домики»

  • Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
  • Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций.
Проективный тест «домики»  Процедура обработки задания № 1 заключается в интерпретации вегетативного коэффициента и показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы.  Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций.  В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

Проективный тест «домики»

  • Процедура обработки задания № 1 заключается в интерпретации вегетативного коэффициента и показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы.
  • Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций.
  • В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.
Диагностика адаптации первоклассников. Заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.  Суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации.

Диагностика адаптации первоклассников.

  • Заполняется сводная таблица. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе.
  • Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.
  • Суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации.
Диагностика адаптации первоклассников. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень общей адаптации первоклассников как: достаточный: адаптация в течение двух месяцев, вливаются быстро в коллектив, трудности в усвоении школьной программы отсутствуют; частичный: более длительный период адаптации, период несоответствия поведения требования школы затягивается; недостаточный (или дезадаптация): социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями, трудности с усвоением школьной программы, отмечаются негативные формы поведения.

Диагностика адаптации первоклассников.

  • Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень общей адаптации первоклассников как:
  • достаточный: адаптация в течение двух месяцев, вливаются быстро в коллектив, трудности в усвоении школьной программы отсутствуют;
  • частичный: более длительный период адаптации, период несоответствия поведения требования школы затягивается;
  • недостаточный (или дезадаптация): социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями, трудности с усвоением школьной программы, отмечаются негативные формы поведения.
Результаты диагностики адаптации первоклассников.

Результаты диагностики адаптации первоклассников.

Диагностика адаптации первоклассников. Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей: первоклассников с недостаточным уровнем адаптации; первоклассников с частичной адаптацией. В зависимости от конкретной ситуации педагогу - психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия, оказать психолого – педагогическое сопровождение с целью преодоления дезадаптации первоклассника.

Диагностика адаптации первоклассников.

  • Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
  • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации;
  • первоклассников с частичной адаптацией.
  • В зависимости от конкретной ситуации педагогу - психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия, оказать психолого – педагогическое сопровождение с целью преодоления дезадаптации первоклассника.
Ресурсы http://lritm.edusite.ru/p227aa1.html Психологическая готовность к школьному обучению. Панфилова М.А. «Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации». www.adalin.mospsy.ru Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил. Герасимова А.С. «Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память» - 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. «Послушный карандаш» (материал для занятий на отдельных листах, разрезные карточки на цветных вкладышах, задания на подготовку руки к письму). Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 2004 . Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

Ресурсы

  • http://lritm.edusite.ru/p227aa1.html Психологическая готовность к школьному обучению.
  • Панфилова М.А. «Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации». www.adalin.mospsy.ru
  • Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил.
  • Герасимова А.С. «Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память» - 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005.
  • «Послушный карандаш» (материал для занятий на отдельных листах, разрезные карточки на цветных вкладышах, задания на подготовку руки к письму).
  • Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  • Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  • Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 2004 .
  • Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!