СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

план 

1.Психологическая готовность к школьному  обучению детей с ограниченными  возможностями здоровья. 2.Психологические особенности детей с ОВЗ 3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»

План Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические особенности детей с ОВЗ  Психологическая характеристика младшего школьного возраста детей с ОВЗ Педагог-психолог Реснянская Н.Б.

План

  • Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Психологические особенности детей с ОВЗ
  • Психологическая характеристика младшего школьного возраста детей с ОВЗ

Педагог-психолог Реснянская Н.Б.

1. Психологическая готовность к школьному   обучению детей с ограниченными   возможностями здоровья

1. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

«Быть готовым к школе уже сегодня- Не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!   Л.А.Венгер, А.Л.Венгер

«Быть готовым к школе уже сегодня-

Не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть

готовым всему этому научиться!

Л.А.Венгер, А.Л.Венгер

Психологическая готовность к школе Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Волевая готовность

Психологическая готовность к школе

  • Мотивационная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Волевая готовность
Детей с ограниченными возможностями здоровья Дети психосоматически ослабленные Дети ситуативно и временно болеющие Дети ЧДБ Дети - инвалиды

Детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Дети психосоматически ослабленные
  • Дети ситуативно и временно болеющие
  • Дети ЧДБ
  • Дети - инвалиды
Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: - с  расстройством поведения  и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; - с изменениями опорно-двигательного аппарата; - с отсталостью умственного развития; - с задержкой психического развития; - комплексные нарушения.

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

- с  расстройством поведения  и общения;

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с отсталостью умственного развития;

- с задержкой психического развития;

- комплексные нарушения.

Структура заболеваний детей  со II группой здоровья № п/п Классификация 1 2 болезней Нозологическая Болезни органов дыхания Болезни ЛОР-органов 3 ЧДБ. Реконвалесцент о. пневимонии форма Аденоиды Iстепени,ГНМ Болезни нервной системы 4 Послдствия ПП ЦНС. ЗРР Болезни мочеполовой системы 5 ИМС. Дисметаболическая нефропатия, о. пиелонефрит Болезни кожи и подкожной клетчатки 6 Аллергический дерматит, пищевая Болезни органов пищеварения 7 Аллергия ДЖВП, дисбактериоз киш-ка 8 Хирургические заболевания 9 Ортопедические заболевания Пупочная и паховая грыжи.Фимоз Нарушение осанки,ПВС Заболевания крови 10 Анемия Болезни органов зрения 11 Миопия и гиперметропия слабой и средней степени Заболевания сердечно-сосудистой системы ФСШ

Структура заболеваний детей со II группой здоровья

п/п

Классификация

1

2

болезней

Нозологическая

Болезни органов дыхания

Болезни ЛОР-органов

3

ЧДБ. Реконвалесцент о. пневимонии

форма

Аденоиды Iстепени,ГНМ

Болезни нервной системы

4

Послдствия ПП ЦНС. ЗРР

Болезни мочеполовой системы

5

ИМС. Дисметаболическая нефропатия, о. пиелонефрит

Болезни кожи и подкожной клетчатки

6

Аллергический дерматит, пищевая

Болезни органов пищеварения

7

Аллергия

ДЖВП, дисбактериоз киш-ка

8

Хирургические заболевания

9

Ортопедические заболевания

Пупочная и паховая грыжи.Фимоз

Нарушение осанки,ПВС

Заболевания крови

10

Анемия

Болезни органов зрения

11

Миопия и гиперметропия слабой и средней степени

Заболевания сердечно-сосудистой системы

ФСШ

Количество детей,  имеющих хронические заболевания –  III группа здоровья № п/п Классификация 1 болезней Нозологическая Болезни органов дыхания 2 форма БолезниЛОР-органов Бронхиальная астма 3 4 Болезни кожи и подкожной клетчатки Хр.тонзилит Болезни нервной системы Атопический дерматит 5 6 Хр. Отит Эпилепсия Болезни органов зрения Гипертензионный-гидроцефальный синдром Хр. Заболевания сердца и сосудов Гиперметропия и миопия высокой степени 7 Хр. ринит ВПС, геморрагический васкулит Дети-инвалиды

Количество детей, имеющих хронические заболевания – III группа здоровья

п/п

Классификация

1

болезней

Нозологическая

Болезни органов дыхания

2

форма

БолезниЛОР-органов

Бронхиальная астма

3

4

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Хр.тонзилит

Болезни нервной системы

Атопический дерматит

5

6

Хр. Отит

Эпилепсия

Болезни органов зрения

Гипертензионный-гидроцефальный синдром

Хр. Заболевания сердца и сосудов

Гиперметропия и миопия высокой степени

7

Хр. ринит

ВПС, геморрагический васкулит

Дети-инвалиды

Принципы обучения  Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Принципы обучения

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Взаимодействие в школе Педагог-психолог Учитель-логопед воспитатель обучающийся Учителя-предметники Учитель-дефектолог Социальный педагог родитель педагоги дополнительного образования

Взаимодействие в школе

Педагог-психолог

Учитель-логопед

воспитатель

обучающийся

Учителя-предметники

Учитель-дефектолог

Социальный педагог

родитель

педагоги

дополнительного

образования

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с учителем (классным руководителем) и воспитателем, дефектологом и логопедом, психологом, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ  семейного воспитания,  которое играет основную роль в становлении личности.

Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде.

Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Диагностика Индивидуальная Групповая Входная Итоговая

Диагностика

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Входная
  • Итоговая
Методики и диагностики Беседа о школе (Т.А.Нежнова) Анкета школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) Графический диктант (Д.Б. Эльконин) Диагностика интеллекта Векслер «Домик» (Н.И.Гуткиной) И другой диагностический материал

Методики и диагностики

  • Беседа о школе (Т.А.Нежнова)
  • Анкета школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
  • Графический диктант (Д.Б. Эльконин)
  • Диагностика интеллекта Векслер
  • «Домик» (Н.И.Гуткиной)
  • И другой диагностический материал
Факторы  успешной подготовки детей к школе Основное заболевание ребенка Система работы в ДОУ Отношение родителей к ребенку и условия в семье

Факторы успешной подготовки детей к школе

  • Основное заболевание ребенка
  • Система работы в ДОУ
  • Отношение родителей к ребенку и условия в семье
2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста детей с ОВз

2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста детей с ОВз

Ощущения и восприятия.    Особенности восприятий и ощущений детей с ОВЗ очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у младших школьников со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора.  То, что сохранные дети видят сразу, дети с ОВЗ– последовательно, пишет И.М.Соловьев. Узость восприятия мешает данному ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть. Раскрась треугольники коричневым, а остальные фигуры голубым. С начала мы должны увидеть и показать все треугольники. Увидеть другие геометрические фигуры. А затем приступать к выполнению задания. Выполняем все последовательно.

Ощущения и восприятия.

Особенности восприятий и ощущений детей с ОВЗ очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у младших школьников со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора.

То, что сохранные дети видят сразу, дети с ОВЗ– последовательно, пишет И.М.Соловьев. Узость восприятия мешает данному ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.

Раскрась треугольники коричневым, а остальные фигуры голубым.

С начала мы должны увидеть и показать все треугольники. Увидеть другие геометрические фигуры. А затем приступать к выполнению задания. Выполняем все последовательно.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

а) "Найди лишнее слово". 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша.

б) "Последовательные картинки" Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Задача ребенка - определить имеющуюся связь между картинками, последовательность событий, изображенных на картинках.

Мышление.

Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное – плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, они с трудом понимают любое явление в окружающем их мире.

Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем.

Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Данные обучающиеся сравнивают явления и предметы по внешним признакам.

Мышление замедленно по темпу, тугоподвижности.

Упр-ие – разминка «Не пропусти хлопок». Данное задание может быть использовано в качестве минутного перерыва в ходе урока (занятия). Ребёнку даётся задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определённой категории, ему нужно будет хлопнуть в ладоши. Сигналы, подаваемые ребёнком, могут быть совершенно различными: хлопнуть в ладоши, кивок головой, поднятая рука и т. д. Хлопни в ладоши , когда услышишь слово, начинающееся на гласную букву: хлопушка, йогурт, обруч, йод, огурец, арбуз, стакан, чашка, ухо, тарелка, апельсин, машина, … Графический диктант Внимание.    Уровень развития внимания у обучающихся вспомогательных школы весьма низок.  Младшие школьники смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов.  Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель.  Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена.  Произвольное внимание слабо выражено.  Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

Упр-ие – разминка «Не пропусти хлопок».

Данное задание может быть использовано в качестве минутного перерыва в ходе урока (занятия). Ребёнку даётся задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определённой категории, ему нужно будет хлопнуть в ладоши.

Сигналы, подаваемые ребёнком, могут быть совершенно различными: хлопнуть в ладоши, кивок головой, поднятая рука и т. д.

Хлопни в ладоши , когда услышишь слово, начинающееся на гласную букву: хлопушка, йогурт, обруч, йод, огурец, арбуз, стакан, чашка, ухо, тарелка, апельсин, машина, …

Графический диктант

Внимание.

Уровень развития внимания у обучающихся вспомогательных школы весьма низок.

Младшие школьники смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов.

Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель.

Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена.

Произвольное внимание слабо выражено.

Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

Память.    Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.  Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются прежде всего в том, что программу четырех классов массовой школы данные дети усваивают за 7-8 лет обучения.  Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.

Память.

Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются прежде всего в том, что программу четырех классов массовой школы данные дети усваивают за 7-8 лет обучения.

Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.

Эмоционально-волевая сфера.    Л.С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка».  Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.  Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют.  Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен.  Инициатива и самостоятельность со стороны данных детей отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

Эмоционально-волевая сфера.

Л.С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка».

Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют.

Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен.

Инициатива и самостоятельность со стороны данных детей отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

Моторика Отмечается недоразвитие моторики.  Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные.  Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

Моторика

Отмечается недоразвитие моторики.

Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные.

Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

Фото дети
  • Фото дети
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!