СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным

Слайд 1. Говоря словами педагога-психолога,

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А.

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его успехи и психологическое самочувствие.

Слайд 2.

С наступлением осени, родители дошколят начинают озадачиваться вопросами:

Когда начинать готовить к школе?

Кто должен это делать?

Чему учить ребенка до школы?

Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.

Самое главное - не впадать в крайности.

Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.

Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада

Слайд 3.

Чтобы ответить на ваши вопросы, мы предлагаем вам пройти небольшой тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»

Для записи ответов, начертите таблицу, представленную на слайде 5

Занесите свои ответы в табличку:

если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Проведение теста.



Слайд 4.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Слайд 6.Результаты тестирования:

  • до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

  • 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

  • 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

  • 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

  • 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

  • 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Слайд 7.

Итак, что же представляет из себя понятие, готовность ребенка к обучению в школе. Образно, портфель ребенка, в который, как мы с вами видим на экране входит несколько понятий:

См. на слайд

Слайд 8.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

Психологическая готовность

Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

Физическая готовность

Здоровье, моторика рук, движения, возраст

Специальная готовность

Чтение, счет, учебные умения

Слайд 9.

Психологическая готовность ребенка к школе, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность ребенка в школе, прохождение адаптации к школе.

Три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

- желание учиться

- способность управлять своим поведением

- способность управлять интеллектуальными процессами, т. е. своими знаниями, полученными в дошкольный период

Слайд 10.

Другими словами, составляющие психологической готовности

  • личностно-социальная готовность

  • интеллектуальная готовность

  • мотивационная готовность

  • эмоционально-волевая



Слайд 11.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • Ориентировка во времени, пространстве и своем ближайшем окружении

  • Умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

  • Желание узнавать новое, любознательность.

  • Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения

  • Развитие внимания, памяти.

Слайд 12.

Мотивационная готовность:

  • Желание ребенка принять новую социальную роль школьника.

  • Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

  • Желание решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознательность

  • Активность в общении, задает много вопросов. Что? Зачем? Почему?

Необходимо давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Слайд 13.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе:

  • Потребность в общении.

  • Умение подчиняться правилам и интересам группы.

  • Способность устанавливать отношения с другими детьми.

  • Способность действовать совместно с другими детьми.

Слайд 14.

Волевая готовность, умение сдерживать и контролировать поведение

  • Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

  • Умение ориентироваться на заданную систему требований.

  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.



Слайд 15.

Эмоционально-волевая готовность, понимается как:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.

  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

  • Стремление преодолевать трудности.

  • Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 16.

Коммуникативная готовность, умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

  • играть и общаться с другими ребятами;

  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

  • общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

  • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Слайд 17.

Физическая готовность:

  • Состояние здоровья, общее физическое развитие.

  • Развитие анализаторных систем.

  • Развитие мелких групп мышц.

  • Координация движений в соответствии с возрастной нормой

  • Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.



Слайд 18.

Как можно помочь ребенку:

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - Возможно, ему полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Слайд 19.

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;

  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам;

  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

  • если у ребенка есть логопедические проблемы



Слайд 20.

Подводя итог выше сказанному, уважаемые родители, ответьте сами себе на вопрос

Готовы ли Вы к школе? Готовы ли:

  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

  • Сдерживать свои эмоции, не кричать, не унижать и не обижать.

  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

  • Не выставлять напоказ неуспех, неумения в работе, поведенческие погрешности детей

  • Не наказывать ребенка без причины.

  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.

  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

  • Договариваться находить общее мнение в решении спорных вопросов

  • Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется

  • Помогать , когда он просит

Слайд 21.

Еще всем родителям нелишне знать, что мы все грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим детям. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы ставим.

Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните: ребенок-это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности

Слайд 22.

Спасибо за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!