СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей начальных классов , классных руководителей о приёмах коррекции межличностных отношений у детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей с ОВЗ»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Тема: «Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений

со сверстниками у детей с ОВЗ»

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга.

Развитие умственно отсталых детей обладает особенностями, существенно влияющими на формирование и развитие межличностных отношений. Эти особенности обусловлены спецификой типа дизонтогенеза и проявляются в:

- недостатках эмоционально-волевой сферы;

- низкой познавательной активности.

Следовательно, происходит неадекватный прием и переработка информации о человеке.

Вследствие дефекта в познавательной сфере возникает своеобразное соотношение между умственно отсталым ребенком и средой, где детский коллектив и особенно отношения между сверстниками оказывают большое влияние на протекание всех субъективных процессов ребенка (познавательных, волевых, эмоциональных).

Умственно отсталые школьники так же, как и нормальные школьники, в процессе общения и во время учебной деятельности вступают в контакты со сверстниками, основанные на общности деятельности, близости взглядов, интересов. Возникают группы. Формирование и функционирование контактных групп умственно отсталых школьников имеет свои отличительные признаки. Наблюдается, например, задержка, неустойчивость, слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений.

Началом формирования официальной контактной группы умственно отсталых школьников является зачисление в 1 класс. Каждый ученик имеет цели, интересы, связанные с учебной, трудовой и общественной деятельностью. При коррекционном влиянии со стороны учителя устанавливаются деловые контакты, образуется коллектив. В коррекционной школе возможно создание коллектива, если есть общая цель, планируется ее выполнение, намечаются перспективы и пути развития коллектива, а члены коллектива стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь. Однако в связи с тем, что ученики коррекционной школы не могут самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть перспективные линии развития, особенность их коллектива заключается в том, что руководящая и корригирующая роль всегда принадлежит учителю.

В коллективе умственно отсталых детей встречаются ученики, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Характерно также большое количество мелких микрогрупп. Изолированных учеников примерно раза в три-четыре больше, чем в массовой школе. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего школьники вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки только той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

В коррекционной школе имеются разновозрастные детские коллективы, особенно во внеурочное время. В разновозрастном коллективе учащиеся попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более умелыми, более опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости “перестраивать” себя. В постоянном общении с младшими более старшие дети удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы. В разновозрастном коллективе имеется больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости.

Ученики коррекционной школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет.

Предпочтение моральным качествам учеников отдается в тех классах, где лучше поставлена воспитательная работа.

В 6–7-ом классах более четко появляется разделение коллектива в зависимости от симпатии и антипатии, при этом количество учеников, попавших в группы, занимаемые самые неблагоприятные положения, более многочисленно, чем в массовой школе.

Так как у учащихся коррекционной школы еще не сформировано умение тонко дифференцировать личностные качества своих сверстников, они дают популярные оценки – хороший, плохой. Учащиеся старших классов более осознают мотив выбора товарища, чем младшие. Они готовы простить своему товарищу физический недостаток, если черты характера привлекательны. В старших классах достижению высокого положения мешают драчливость, лень, грубость и другие негативные качества. Старшеклассники отдают предпочтение мотивам морального порядка. Следовательно, учитель может положительно влиять на формирование личности учащегося через коллектив.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Итак, перечислим некоторые причины нарушения межличностных отношений:

* замкнутость; укорененная в характере склонность оставаться в одиночестве, в своем внутреннем мире и затрудненность обращения к другим людям (интровертированность);

* повышенная возбудимость, расторможенность, неуправляемость;

* конфликтность, неуживчивость, агрессивность;

* пагубные привычки (пристрастия, в особенности принявшие формы клинических заболеваний - алкоголизма, наркомании, нимфомании, пр.);

* стеснительность, нерешительность, робость;

* непостоянство в привязанностях; склонность к полигамии; "двойные стандарты" в отношениях;

* внушаемость, подверженность чужому влиянию;

* ранее имевшие место трагические или травматические (в том числе акты насилия) события в личной жизни;

* осложненная семейная, родовая история;

* инфантильность, крайняя зависимость в отношениях;

* переживаемые одним из участников отношений депрессия, невроз;


У умственно отсталых наблюдается сложность опознавания эмоциональных состояний презрения, гнева, удивления по интонации. Возможно, это связано с более низкой значимостью в регуляции поведения и, сравнительно редко, данные эмоции возникают в обычной жизни. Так как у детей с нарушениями интеллектуального развития недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния.

  Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы опираясь на характеристики общения умственно отсталых, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации, расширяя собственный экспрессивный репертуар. 

Основными формами, применяемыми для развития межличностных отношений у детей с умственной отсталостью, являются диалоговые (дискуссия, диспут, дебаты, игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, игровые программы).

Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс общения. Единственный способ иметь друга научиться самому быть другом.

У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Коррекционную работу целесообразно проводить по трём направлениям:

Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.

Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства (визуальные, жестовые, словесные, эмоционально-мимические, пантомимические).

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.

В результате реализации этих направлений происходит:

·        развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;

·        развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;

·        развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·        усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);

·        развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);

·        развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;

·        развитие связной речи;

·        развитие речевого творчества;

·        развитие эмоциональной сферы.

Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но школьном возрасте наибольший эффект оказывает  игра.

Специфика педагогических технологий, используемых в работе с воспитанниками.

 Совместная деятельность

Специально организованное обучение

Самостоятельная деятельность

Диагностика

Экскурсия

Беседа-лекция

Досуги

Викторины, конкурсы

Комплексные занятия.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр художественных фильмов.

Сюжетно – ролевые игры.

Участие в конкурсах.









Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции межличностных отношений у детей:

1. Установить дружескую атмосферу среди детей.

2. Развитие коммуникативных навыков общения.

3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности.
4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.

5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.

6. Воспитание интереса к своим сверстникам.

7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.

8.Создание спокойной, дружелюбной обстановки.

9.Медленная речь.

10. Не разговаривать при ребенке о его проблеме.

11.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.

12. Следует выявить и развить у них положительные качества.

13.Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

14.Пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.



Рекомендации по развитию межличностных отношений

в учебном процессе:

- организация совместной деятельности учащихся на уроках. Например, группа (ряд) должна подобрать максимальное количество прилагательных к существительному. Результаты сравниваются с результатами соседнего ряда. Не стоит применять такое задания, всякий раз одинаково группируя детей;

- Передать по цепочке шепотом какую-либо просьбу педагога к ребенку, сидящему на последней парте.

- Организация работы всего класса при ответе у доски одного ребенка.

- Краткие сценки-этюды на тему решения задач, при чтении текстов, содержащих диалоги.

Что касается внеклассной работы, возможности развития межличностных отношений, несомненно, шире. Это организация подвижных игр на прогулке, целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что воспитанник с ограниченными возможностями здоровья в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, должен руководить небольшим числом сверстников (временное формальное лидерство), каждый ребенок может определить для себя соответствующее положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности.

Коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок

Приветствие

Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал - неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью делал различие, кому можно сказать «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.

Прощание

Это слова и жесты, которые мы используем, расставаясь, выражая добрые пожелания человеку. Точно так же нужно научить ребёнка с нарушением интеллекта, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

                             Игра “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.

Обращение

Ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени. Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Еще детям нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

                Игра «Давайте познакомимся!»

         Дети становятся в круг, ведущий держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, и обратиться к тому, кому мяч собирается кинуть. Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

                                         Игра  «АУ!»

  Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. 


                         Игра «Слева друг и справа друг»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».

Воспитатель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:

«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...»

Просьба о помощи, поддержке, услуге

Когда у ребенка с нарушением интеллекта что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться. Ребенка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь – нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного. Другой момент: просьбы «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь».

Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем  ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Сотворение чуда

       Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» Эта игра учит эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Благодарность

«Волшебному слову» мы учим детей с раннего возраста. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт, за заботу. Ребенку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

Принятие благодарности

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы.

Извинение

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения, то это замечательно.

Принятие извинения

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю»

 Отказ

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится»

Слушание

Умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. Именно слушая, ребенок может потом честно сказать: а я не понял это и вот это, а еще расскажите, почему так и что потом? – или выдвинуть собственное адекватное предложение, связанное с тем, что он услышал. Слушание – это база для взаимодействия.  

            Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Что в сундучке? Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Пальчиковый театр (это не куклы-перчатки, это игрушки, которые надеваются на каждый пальчик. Чаще всего это сразу все герои какой-нибудь сказки, которые помещаются на одной руке. Лучшая игрушка для развития мелкой моторики и терпения: пока их наденешь на пальчики, пока вспомнишь, как кого зовут, кто что говорит, очень забавно попробовать двигать одновременно двумя или даже тремя пальцами (верх совершенства!) – взрослые увлекаются игрой не меньше детей! Но главное в пальчиковом театре – сказка, последовательность повествования, монологи и диалоги героев.  Сама речь и ее эмоциональная окраска.

Различные игры

     Экскурсии

          Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (в магазин, на почту).    Дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению во время прогулок и экскурсий.  Содержание целевой прогулки меняется в зависимости от времени года. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Во время целевых прогулок собирается необходимый иллюстративный материал: ветки деревьев, листья, цветы и т.п.   

       Зимой дети наблюдают снег и снежинки, замерзание воды в лужах – образование льда; весной – таяние снега, образование луж и ручейков.

Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.

    Большое значение в развитии коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями в развитии придаётся логопедической ритмике и психогимнастике.   Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров общения, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.


Значение коммуникативной компетенции для школьников

1. Она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

 2. Если ученик легко находит общий язык с окружающими, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг общения.

3. Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучие его будущей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!