СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая подготовка к экзаменам

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка к экзаменам»

Психологическая подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка к экзаменам

Ассоциация со цветом

Ассоциация со цветом

Приемы психологической подготовки  учащихся к экзаменам   Практикум: Экзамен для меня – это… закончи предложение.

Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам

Практикум:

Экзамен для меня – это…

закончи предложение.

Причины волнения перед экзаменами  1. страх – «А вдруг провалю»; 2. недостаток подготовки; 3. волнение родных, близких и окружающих.

Причины волнения перед экзаменами

  • 1. страх – «А вдруг провалю»;
  • 2. недостаток подготовки;
  • 3. волнение родных, близких и окружающих.

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений. 1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.  Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.   2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением. 

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.

Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 

2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением. 

Дыхательные упражнения для снятия стресса 1. Самое просто дыхательное упражнение для расслабления – это счет. Сядьте на стул желательно с прямой спиной. Расслабьте руки, ноги, шею. Дышите глубоко. Начинайте считать вдохи и выдохи. Дойдя до 10 – начните сначала. Это упражнение легко вернет вас в состояние «здесь и сейчас», позволит ясно и трезво оценивать обстановку. 2. Стоя или сидя в удобной позе, сделайте вдох на 2 счета. Сначала вдохните животом, затем наполняйте грудную клетку. Затем медленно выдыхайте на счет 5. После выдоха сделайте паузу на счет 5. Повторите несколько раз. После этого упражнения замедлится сердечный ритм, прояснится мышление.

Дыхательные упражнения для снятия стресса

1. Самое просто дыхательное упражнение для расслабления – это счет. Сядьте на стул желательно с прямой спиной. Расслабьте руки, ноги, шею. Дышите глубоко. Начинайте считать вдохи и выдохи. Дойдя до 10 – начните сначала. Это упражнение легко вернет вас в состояние «здесь и сейчас», позволит ясно и трезво оценивать обстановку.

2. Стоя или сидя в удобной позе, сделайте вдох на 2 счета. Сначала вдохните животом, затем наполняйте

грудную клетку. Затем медленно выдыхайте

на счет 5. После выдоха сделайте паузу

на счет 5. Повторите несколько раз. После

этого упражнения замедлится сердечный

ритм, прояснится мышление.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?     1. Приспособиться к окружающей среде.  Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий  Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.  С этой же целью проводятся  пробные экзамены .

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

1. Приспособиться к окружающей среде.

Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий

Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.

С этой же целью проводятся

пробные экзамены .

 Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 2. Контроль над позитивными мыслями. Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен). Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.  Практикум:    Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

2. Контроль над позитивными мыслями.

  • Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен).
  • Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.

Практикум:

Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.

 Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?  Практикум:   Дайте новое , нейтральное название слову « Экзамен - ……… »  3. Переименование Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным : не « трудное испытание»,  не « стресс», не « крах»,  а просто «тестирование».

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

Практикум:

Дайте новое , нейтральное название слову

« Экзамен - ……… »

3. Переименование

  • Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным :
  • не « трудное испытание»,
  • не « стресс»,
  • не « крах»,
  • а просто «тестирование».
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 4. Внутренний диалог. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Практикум:  Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене? Ваши действия по решению данной ситуации.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

4. Внутренний диалог.

  • Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход.

Практикум:

  • Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене?
  • Ваши действия по решению данной ситуации.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?  Практикум Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление, удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение (расскажите об этом). 5. Настроиться на успех, удачу!   Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

Практикум

  • Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление, удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение (расскажите об этом).

5. Настроиться на успех, удачу!

Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!

ПРИЁМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ  ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ   Перед экзаменом или во время него  выпейте несколько глотков воды.    Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости.  Его недостаток  снижает скорость  нервных процессов.

ПРИЁМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.

  • Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости.

Его недостаток

снижает скорость

нервных процессов.

   Обеспечьте гармоничную работу  левого и правого полушария.     В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.  Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария.

  • В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
  • Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
  • Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
  • Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
  Обеспечьте гармоничную работу  левого и правого полушария .   Практикум:  Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария .

  • Практикум:

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

 Вариант упражнения «перекрестный шаг»  в ситуации экзамена .    Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена .

  • Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!