Психологическая подготовка к экзаменам
Подготовила:
педагог –психолог
Петрова В.В
Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам
Задачи сегодняшнего занятия:
конструктивное отношения к экзамену;
- научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год;
- стать более внимательным и организованными.
Практикум:
Экзамен для меня – это…
закончи предложение.
Причины волнения перед экзаменами:
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.
Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец , он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
- 1. страх – «А вдруг провалю»;
- 2. недостаток подготовки;
- 3. волнение родных, близких и окружающих.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность ? Экзамены на «5» :
Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.
С этой же целью проводятся
пробные экзамены .
1. Приспособиться к окружающей среде.
Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?
2. Контроль над позитивными мыслями.
- Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен).
- Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.
Практикум:
Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?
3. Переименование
Практикум:
- Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным :
- не « трудное испытание»,
- не « стресс»,
- не « крах»,
- а просто «тестирование».
Дайте новое , нейтральное название слову
« Экзамен - ……… »
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?
- 4. Внутренний диалог.
- Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход.
Практикум:
- Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене?
- Ваши действия по решению данной ситуации.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?
- Практикум:
- Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление , удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс.
- Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, измерьте свой пульс
- Запишите (высскажите) вывод.
- А кто знает как можно измерить свое артериальное давление?
- 5. Настроиться на успех, удачу!
Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.
- Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов.
Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария.
- В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
- Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
- Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
- Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария .
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена .
- Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Зевота – зарядка для мозга!
Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.
Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в кору мозга.
Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
Как правильно зевать?
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
Дыхательная гимнастика
- Поможет дыхательная гимнастика!
- Успокаивающее дыхание:
- Практикум:
- 1.Делаем успокаивающее дыхание.
- 2. Делаем мобилизующее дыхание.
выдох в два раза длиннее вдоха.
вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно
перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
- Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
- Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
- Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
- Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные
- мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
- Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
- Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
- Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
Практикум:
Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут
Как вести себя во время сдачи экзаменов?
- Соблюдай правила поведения на экзамене!
- Сосредоточься!
- Не бойся!
- Начни с лѐгкого!
- Пропускай!
- Читай задание до конца!
- Думай только о текущем задании!
- Исключай!
- Запланируй два круга!
- Угадывай!
- Проверяй!
- Не огорчайся!
Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены:
1. Уверен в своих силах.
2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех.
3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена.
4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда.
5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания.
6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели.
7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.
Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены:
- 1. Принимает ответственные решения по поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке.
- 2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.
- 3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать.
- 4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.
- 5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дел на потом.
- 6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.
Продукты, улучшающие память
- АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C,
- Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
- МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен
- веществ в мозге.
- Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Продукты, улучшающие внимание
- АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти
- (например, при составлении
- планов, расписаний, списков
- покупок и т. д.) за счет высокого
- содержания жирных кислот.
- Достаточно 1/2 плода.
- КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить
- только после кулинарной
- обработки (варки или жарки).
Продукты, улучшающие внимание.
ЛУК РЕПЧАТЫЙ
помогает при
- умственном переутомлении и
- психической усталости;
- способствует разжижению крови;
- улучшает снабжение мозга
- кислородом.
Доза: минимум 1/2
луковицы ежедневно.
- ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты).
- Укрепляют нервную систему;
- стимулируют деятельность мозга.
Влияние продуктов на восприятие информации и эмоции .
Продукты, которые помогут
ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ:
успешно грызть гранит науки
КАПУСТА – снимает нервозность
ПАПРИКА – способствует
выделению
«гормона счастья» эндорфина.
ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации.
ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.
КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции.
БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
и еще…
- ВАЖНО:
- Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.