СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая подготовка к экзаменам.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка к экзаменам.»

Психологическая подготовка к экзаменам Подготовила: педагог –психолог Петрова В.В

Психологическая подготовка к экзаменам

Подготовила:

педагог –психолог

Петрова В.В

Приемы психологической подготовки  учащихся к экзаменам   Задачи сегодняшнего занятия: выработать конструктивное отношения к экзамену; научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год; стать более внимательным и организованными. Практикум: Экзамен для меня – это… закончи предложение.

Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам

Задачи сегодняшнего занятия:

  • выработать

конструктивное отношения к экзамену;

  • научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год;
  • стать более внимательным и организованными.

Практикум:

Экзамен для меня – это…

закончи предложение.

Причины волнения   перед экзаменами: Упражнения, которые помогают избавиться от волнений. 1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.  Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.   2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец , он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.   1. страх – «А вдруг провалю»; 2. недостаток подготовки; 3. волнение родных, близких и окружающих.

Причины волнения перед экзаменами:

Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.

Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.  2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец , он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением. 

  • 1. страх – «А вдруг провалю»;
  • 2. недостаток подготовки;
  • 3. волнение родных, близких и окружающих.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность ?  Экзамены на «5» :    Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.  С этой же целью проводятся  пробные экзамены . 1. Приспособиться к окружающей среде.  Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность ? Экзамены на «5» :

Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.

С этой же целью проводятся

пробные экзамены .

1. Приспособиться к окружающей среде.

Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий

 Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 2. Контроль над позитивными мыслями. Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен). Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.  Практикум:     Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

2. Контроль над позитивными мыслями.

  • Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен).
  • Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.

Практикум:

Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.

 Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 3. Переименование  Практикум: Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным : не « трудное испытание»,  не « стресс», не « крах»,  а просто «тестирование».   Дайте новое , нейтральное название слову « Экзамен - ……… »

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

3. Переименование

Практикум:

  • Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным :
  • не « трудное испытание»,
  • не « стресс»,
  • не « крах»,
  • а просто «тестирование».

Дайте новое , нейтральное название слову

« Экзамен - ……… »

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 4. Внутренний диалог. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Практикум:  Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене? Ваши действия по решению данной ситуации.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

  • 4. Внутренний диалог.
  • Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход.

Практикум:

  • Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене?
  • Ваши действия по решению данной ситуации.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? Практикум: Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление , удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс. Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, измерьте свой пульс Запишите (высскажите) вывод. А кто знает как можно измерить свое артериальное давление? 5. Настроиться на успех, удачу!   Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность?

  • Практикум:
  • Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление , удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс.
  • Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, измерьте свой пульс
  • Запишите (высскажите) вывод.
  • А кто знает как можно измерить свое артериальное давление?
  • 5. Настроиться на успех, удачу!

Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!

   Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.   Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов.

Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.

  • Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов.
   Обеспечьте гармоничную работу  левого и правого полушария.    В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.  Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.  Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария.

  • В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
  • Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
  • Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
  • Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
  Обеспечьте гармоничную работу  левого и правого полушария .   Практикум:  Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария .

  • Практикум:

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

 Вариант упражнения «перекрестный шаг»  в ситуации экзамена .    Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена .

  • Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
 Зевота – зарядка для мозга!   Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.  Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в кору мозга.  Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.  Как правильно зевать?  Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

Зевота – зарядка для мозга!

Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.

Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в кору мозга.

Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.

Как правильно зевать?

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

Дыхательная гимнастика Поможет дыхательная гимнастика! Успокаивающее дыхание: Практикум: 1.Делаем  успокаивающее  дыхание. 2. Делаем мобилизующее  дыхание.  выдох в два раза длиннее вдоха. Мобилизующее дыхание:   вдох в два раза длиннее выдоха. В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего  дыхания в течение нескольких минут

Дыхательная гимнастика

  • Поможет дыхательная гимнастика!
  • Успокаивающее дыхание:
  • Практикум:
  • 1.Делаем успокаивающее дыхание.
  • 2. Делаем мобилизующее дыхание.

выдох в два раза длиннее вдоха.

  • Мобилизующее дыхание:

вдох в два раза длиннее выдоха.

В случае сильного напряжения нужно

перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут

 УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА    Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.  Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.  Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.  Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.  Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.  Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.  Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.  Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  • Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  • Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  • Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  • Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные
  • мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  • Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  • Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  • Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

 САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН   Практикум:  Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут

САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН

Практикум:

Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут

Как вести себя во время сдачи  экзаменов?   Будь внимателен!  Соблюдай правила поведения на экзамене!  Сосредоточься!  Не бойся!  Начни с лѐгкого!  Пропускай!       Читай задание до конца!  Думай только о текущем задании! Исключай! Запланируй два круга!  Угадывай! Проверяй! Не огорчайся!

Как вести себя во время сдачи экзаменов?

  • Будь внимателен!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене!
  • Сосредоточься!
  • Не бойся!
  • Начни с лѐгкого!
  • Пропускай!

  • Читай задание до конца!
  • Думай только о текущем задании!
  • Исключай!
  • Запланируй два круга!
  • Угадывай!
  • Проверяй!
  • Не огорчайся!
Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены: 1. Уверен в своих силах. 2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех. 3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена. 4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда. 5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания. 6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели. 7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.

Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены:

1. Уверен в своих силах.

2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех.

3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена.

4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда.

5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания.

6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели.

7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.

Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены: 1. Принимает ответственные решения по поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке. 2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития. 3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать. 4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность. 5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дел на потом. 6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.

Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены:

  • 1. Принимает ответственные решения по поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке.
  • 2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.
  • 3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать.
  • 4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.
  • 5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дел на потом.
  • 6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.
Продукты, улучшающие память  АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C, Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.         МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге.  Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Продукты, улучшающие память

  • АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C,
  • Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

  • МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен
  • веществ в мозге.
  • Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Продукты, улучшающие внимание АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно 1/2 плода. КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жарки).

Продукты, улучшающие внимание

  • АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти
  • (например, при составлении
  • планов, расписаний, списков
  • покупок и т. д.) за счет высокого
  • содержания жирных кислот.
  • Достаточно 1/2 плода.
  • КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить
  • только после кулинарной
  • обработки (варки или жарки).
Продукты, улучшающие внимание. ЛУК РЕПЧАТЫЙ  помогает при  умственном переутомлении и психической усталости; способствует разжижению крови; улучшает снабжение мозга кислородом.  Доза: минимум 1/2  луковицы ежедневно. ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты).  Укрепляют нервную систему; стимулируют деятельность мозга.

Продукты, улучшающие внимание.

ЛУК РЕПЧАТЫЙ

помогает при

  • умственном переутомлении и
  • психической усталости;
  • способствует разжижению крови;
  • улучшает снабжение мозга
  • кислородом.

Доза: минимум 1/2

луковицы ежедневно.

  • ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты).

  • Укрепляют нервную систему;
  • стимулируют деятельность мозга.
Влияние продуктов на восприятие  информации и эмоции . Продукты, которые помогут ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ:  успешно грызть гранит науки   КАПУСТА – снимает нервозность ПАПРИКА – способствует  выделению «гормона счастья» эндорфина. ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации.    ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.  КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции.       БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Влияние продуктов на восприятие информации и эмоции .

Продукты, которые помогут

ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ:

успешно грызть гранит науки

КАПУСТА – снимает нервозность

ПАПРИКА – способствует

выделению

«гормона счастья» эндорфина.

ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации.

ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.

КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции.

БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

и еще… ВАЖНО:  Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

и еще…

  • ВАЖНО:
  • Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.