СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая помощь младшим школьникам с проблемами в обучении.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком образовательной школьной программой. Причины, обуславливающие возникновение отклонений в развитии детей, которые приводят к школьной неуспеваемости – это врожденные и приобретенные.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая помощь младшим школьникам с проблемами в обучении.»

Психологическая помощь младшим школьникам с проблемами в обучении.



Павлова Светлана Александровна

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Олы

РМЭ, г. Йошкар-Ола





Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком образовательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Причины, обуславливающие возникновение отклонений в развитии детей, которые приводят к школьной неуспеваемости – это врожденные и приобретенные. Врожденные отклонения – это следствия влияния неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития ребенка. Приобретенные отклонения возникают как следствия негативных воздействий на ребенка во время его рождения и в дальнейшие периоды развития. Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями. Особую значимость данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть. Что в дальнейшем может привести к пониженной мотивации школьного обучения и заниженной самооценке.

Итак, организация психолого-педагогического сопровождения производиться по следующим ступеням:

  1. Сбор информации о ребенке, определение возможных причин трудностей.

  2. Диагностика познавательной и личностной сферы.

  3. Сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьных проблем.

  4. Выбор средств для совершенствования учебной деятельности, работа по коррекции причин трудностей.

  5. Диагностика результатов работы.

Коррекционная работа с учащимися младших классов, с проблемами в развитии строится следующим образом. 1. Коррекционно - развивающие занятия. Занятия в коррекционных группах проводятся на основе программы Н.П.Локаловой «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов» с небольшими вариативными изменениями в зависимости от особенностей причин трудностей обучения в данной группе.

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во время проведения данных занятий последовательно и планомерно формируется у учащихся психологическая основа обучения, повышается уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Цели, задачи данных занятий: Цель – коррекция и развитие познавательной сферы учащегося.
Задачи:

  • развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления);

  • формирование внутренней позиции школьника;

  • развитие коммуникативных навыков.

2. Коррекция проблем обучения средствами мультисенсорной среды (коррекционные и релаксационные занятия в сенсорной комнате). Анализируя результаты диагностирования психо-эмоциональной сферы младших школьников, мы пришли к выводу, что около 20% детей нуждаются в психологической поддержке, эмоциональной защищенности. Одним из способов решения данной проблемы видится в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.

Цели, задачи данных занятий:

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся через использование возможностей мультисенсорной среды.

Задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, снятие состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

  • совершенствование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела, развитие познавательных процессов;

  • формирование у обучающихся опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

3. Приём М.А. Амонашвили. Превращение отстающего ученика в «учите­ля», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.  Изучение неуспевающих и недисциплинированных школьников показывает, что их плохое поведение являет­ся чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. В итоге, хотя ребенок и посещает ежедневно школу, учебная деятельность для него уже перестала быть основной, ведущей, потому что он не может с ней справиться и потерял к ней интерес. Оставаясь в школе, он, по существу, уже потерял социальную позицию ученика. Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена не только на восполнение пробелов в их знаниях, умениях и навыках, но и на изменение их социальной позиции.  Суть данного приёма состоит в том, что неуспевающему ученику более старшего класса доверяется оказывать помощь неуспевающему младшего класса. Из ставшей привычной для него по­зиции слабого, отстающего, ущербного, а в глазах многих даже безнадежного, ученик сразу становится в позицию более сильного, более знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Новая позиция, в которую он ставится, долж­на существенно сказаться на общем строе его личности. Кроме того, роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причем овладеть в такой степени, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приемы его выполнения. Готовясь к занятиям и проводя их, неуспевающий «учитель» решает тем самым и другую «сверхзадачу» - восполняет пробелы в собственных знаниях. Постепенному вхождению неуспевающего в роль «учите­ля» сопутствуют изменения в его собственной учебной работе. Дети-«учителя» становятся все более собранными, активными, обязательными. Они добровольно остаются в классе, чтобы в присутствии учи­теля выполнять домашние задания. Сталкиваясь с трудностями обращаются к учителю, тогда как раньше, чтобы не об­наружить свое незнание, всячески этого избегали. 
      Младший школьный возраст — важный период в жизни ребенка. Этот период заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. Поэтому актуальность данной проблемы в наши дни всё возрастает. Для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная психолго-педагогическая работа.

Прилагаемое практическое релаксационное упражнение.

«Путешествие на остров»

Цель: коррекция психоэмоционального состояния, снижение уровня агрессивности и тревожности, повышение настроения, повышение уровня уверенности в себе.

Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Вы дышите ровно и спокойно. Вы делаете вдох – и медленный, плавный, глубокий выдох. Вдох – медленный выдох… Сосредоточьтесь на дыхании. Вдох – и медленный, спокойный выдох… Сегодня мы с вами отправимся в прекрасное загадочное путешествие на поиски своей мечты. Мы поплывем на белоснежном корабле, который ждет вас у причала. Самое главное: нужно дать своему кораблю имя. Напишите большими синими буквами на белом борту имя. Корабль качается на волнах, пора отправляться в дорогу. Теперь поднимем паруса и отправимся в плавание. Паруса наполняются ветром, корабль набирает скорость, уверенно рассекая синие волны. Как приятно стоять на палубе и смотреть вперед, туда, где синее море плавно переходит в голубое небо. Вы ощущаете запах моря, свежего ветра, брызги соленой воды на вашем лице. Вода в море такая чистая и прозрачная, что можно рассмотреть золотых рыбок. Веселые дельфины сопровождают вас на протяжении всего пути. Они ваши верные друзья и помощники. Корабль продолжает свой путь к сказочному острову, где исполняются мечты… Вы вдыхаете чистый морской воздух. Вдох – и мягкие струи воздуха наполняют ваши легкие. С каждым выдохом вы чувствуете мягкое тепло в теле. Теплые солнечные лучи согревают ваше тело, проникают внутрь. Прислушайтесь к этим ощущениям тепла. Светит яркое солнце. Вам легко и радостно. Впереди уже видны очертания острова, уже можно рассмотреть огромные пальмы, золотой песчаный берег, прекрасный водопад. И вот, вы высаживаетесь на берег и осматриваетесь. То, что вы видите, вам очень нравится. Прибрежный песочек такой желтый, теплый, чистый, что хочется поскорее разуться и походить босиком. На острове растут самые разнообразные растения. Пальмы с тяжелыми кокосами, апельсиновые деревья усыпаны большими оранжевыми плодами, связки желтых, спелых бананов... А вот красивые цветы белого жасмина, красные розы, желтые лилии. Почувствуйте волшебное благоухание, насладитесь прекрасным ароматом. На острове всегда хорошая погода. Даже когда идет дождь, так приятно отдохнуть в домике. Просто лежать и слушать, как стучат капли дождя и шумят деревья. После дождя солнце светит еще ярче и так легко дышится! Воздух такой свежий и чистый. Вы глубоко вдыхаете запах зеленых листьев, цветов и соленого моря. На острове есть небольшой водопад. Несмотря на жаркое солнце, вода в нем холодная, почти ледяная. Опустите руки, умойте лицо прозрачной, как хрусталь, водой. Вы чувствуете себя обновленными, спокойными и уверенными в себе. Погуляйте по острову. Осмотрите все окрестности. Понаблюдайте за яркими бабочками, насекомыми, птицами. Вдохните аромат цветов, послушайте крики чаек, шум прибоя…
Море такое ласковое и теплое. Так приятно стоять на теплом песке и смотреть на море. На синие волны, на голубое небо, на белые облака, плывущие куда-то вдаль. А ночью можно смотреть на звезды. Звезды здесь кажутся очень яркими и очень близкими. Вы чувствуете как из вашего сердца уходит все плохое, все тревоги, обиды, страхи. Душа наполняется радостью, счастьем, миром, добром, спокойствием, теплом и светом. Ваш корабль ждет вас, пора возвращаться в город, к своим друзьям. Вы можете вернуться на остров, когда захотите. Он всегда поможет вам отдохнуть, набраться сил для следующего дня. Я досчитаю до пяти, и вы медленно откроете глаза.

Список литературы.



  1. Адаптация Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Безруких организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М., 1982.

  3. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.

  4. Безруких, М.М. Почему учиться трудно. - М.: Наука, 1995.1997.

  5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников  /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2006.

  6. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте  Л. С. Выготский. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.

  7. Локалова Н.П.  Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд.4-е, перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2007.

  8. Психологический практикум по изучению типологических и индивидуальных особенностей личности. Воронеж: ВЭПИ, 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!