Психологическая служба в системе образования
Громак Н. И., преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Психологическая служба в системе образования -
предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей, подростков и молодежи, развития их способностей, склонностей,
профилактики возможных отклонений
Психологическая служба в системе образования –
один из существенных компонентов целостной системы образования, представляющий собой сеть заведений, учреждений, структурных подразделений и должностей, которые образовывают единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере
практической психологии и социальной педагогики
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и
образовательной деятельности
Методы социальной педагогики
направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение
Социальное воспитание — понятие многомерное.
Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,
гражданских и бытовых отношений
Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации
Социальное воспитание — понятие многомерное
Это забота общества о поколении будущего,
поддержка человека обществом, коллективом,
другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились и семье и обществе, принятии правовых, экономических,
гражданских и бытовых отношений
Процесс социализации личности -
протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях
Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной
Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений
Человек представляет собой социальное существо.
Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и
норм социальной жизни и определенных ролей
Педагог-
психолог
Качество образования
Качество потенциала
Качество достижений (результатов)
Качество
образовательного процесса
Качество цели (целеполагания )
Обучающихся
Педагогов
Уровень
обученности
Уровень воспитанности
Уровень физического, психического
и готовности
и нравственного развития и здоровья
к реализации своего потенциала в жизни
Качество условий: материально-технической базы, программ, УМК, информационно-методической базы, кадрового состава
Рост профессионализма и педагогического мастерства
Существует несколько определений
понятия мониторинга
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого учащегося, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата
Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения
Показатели результативности образовательного процесса
Индикаторы деятельности
Это - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования
Методики диагностики воспитанности:
Аспект изучения
Уровень воспитанности
Показатели
Методики, способы изучения.
-овладение когнитивными навыками;
Социальная адаптация
-развитие позитивного отношения к природе, культуре;
Анкетирование;
Уровень развития классных коллективов
-усвоение социальных ролей;
Диагностика личного роста (П.В. Степанов, И.В. Кулешов, Д.В. Григорьев)
- уровень усвоения морально-нравственных понятий.
Опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли».
-уровень развития коммуникативных качеств;
-психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач;
-мотивация деятельности и поведения.
Методика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося (М.И. Рожков)
-способность к работе в коллективе.
Методика развития коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)
Наблюдение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!