МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) г. Таганрога.
Педагог-психолог Н.В.Сычев
Психологические аспекты адаптации при переходе из начальной в основную школу в условиях обновления ФГОС. Предварительные результаты адаптации 5-классников.
Переход в пятый класс – один из самых важных и сложных моментов в школьной жизни ребенка. По многим параметрам этот переход можно сравнить с его поступлением в первый класс: новые учителя, новые предметы, часто – новые одноклассники, учеба в новых кабинетах. Ребенку сложно, ведь опять приходится переживать адаптацию, как это было в первом классе. Но довольно часто процесс адаптации в пятом классе проходит еще труднее, чем это было при поступлении в школу. Ребенок теряет интерес к учебе, замыкается в себе, становится растерянным и безответственным. Часто от родителей новоиспечённых пятиклассников можно услышать, что они не узнают своего ребенка: он грубит, уходит от разговоров, отказывается учиться.
Что же происходит? Поступление в пятый класс, как правило, происходит в возрасте 10-11 лет, а этот возраст ознаменован очень важным и сложным физиологическим процессом – переходом ребенка в подростковый возраст.
Все знают, что подростковый возраст – трудный возраст. Это возраст больших изменений, физических и личностных трансформаций, иногда - возраст серьезных проблем. Вместе с тем, это возраст кипучей энергии, активности, планов и фантазий. Ребенок больше не ребенок. Это уже маленький взрослый. Психологи даже выделяют особое личностное качество, свойственное только подросткам – чувство взрослости. В этом возрасте вчерашний ребенок стремится к самостоятельности, хочет быть равным взрослым, а главное – хочет осознать себя.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность часто связано с отчуждением от всего, что раньше было близким, а в первую очередь - это родители и учителя. С другой стороны, в этот период на первый план выходит ориентированность подростков на установление межличностных отношений, ведь познание другого, такого же, как я, дает возможность познать и самого себя.
Приоритеты младших подростков кардинально меняются. Если в начальной школе ведущей деятельностью детей была деятельность учебная, то при переходе в пятый класс она уходит на второй или даже на третий план, ведь ведущей деятельностью подростков является деятельность общения. И вот в такой физиологически и эмоционально непростой период младшему подростку приходится адаптироваться к новым школьным реалиям.
Слайд 2.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям существования. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
К чему предстоит адаптироваться новоиспеченному пятикласснику?
- Новые учителя.На смену любимой первой учительнице, которая холила и лелеяла своих малышей четыре года начальной школы, приходит большое количество разных учителей. Новенькому пятикласснику приходится подстраиваться под каждого из них – под их требования, личностные особенности, даже под тембр голоса и манеру говорить.
- Новые предметы и новое расписание. Уроков становится больше, наряду с уже привычными предметами появляются новые, незнакомые науки, освоение которых требует особых интеллектуальных и волевых усилий.
- Новые одноклассники. Часто именно на этапе перехода из младшей школы в среднюю происходит смена классного коллектива. Связано это, во-первых, с тем, что многие образовательные учреждения, особенно имеющие статус лицеев и гимназий, по окончании начальной школы проводят деление учеников по их склонностям к тем или иным наукам или по интеллектуальному уровню. Поэтому, как правило, в таких школах при переходе в пятый класс получаются несколько новых классных коллективов, где ребятам приходится снова знакомиться, узнавать и привыкать друг к другу, а также искать свое место в этом сообществе. Во-вторых, часто именно по окончании четвертого класса родители принимают решение перевести свое чадо в другую образовательную организацию.
- Изменение школьного статуса. Ребенку трудно осознавать то, что из самого старшего в младшей школе он стал самым младшим в средней.
- Усложнение программы и увеличение домашней работы. С повышением класса обучения программа неизбежно будет усложняться, а появление новых предметов влечет увеличение домашней работы. Первое время ребенку может быть сложно ориентироваться в большом количестве информации и заданий.
С целью изучения адаптации учащихся 5-х классов в октябре было проведено тестирование. Исследование адаптации проводилось фронтально с учащимися каждого класса с использованием зрительного теста.
«Как определить состояние психологического климата
в классе» Федоренко Л.Г.
Результаты тестирования вы видите на экране.
Слайд 3.
Как понять, что ребенок успешно адаптировался в пятом классе?
Признаки успешной адаптации в средней школе очень схожи с ее признаками в первом классе.
-
Ребенок легко справляется с программой
-
Удовлетворенность ребенка процессом обучения
-
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому
-
Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации:
-
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
-
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
-
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
-
Нежелания выполнять домашние задания
-
Негативные характеристики в адрес лицея, учителей, одноклассников
-
Жалобы на те или иные события, связанные с лицеем
-
Беспокойный сон
-
Трудности утреннего пробуждения, вялость
-
Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Как помочь ребенку успешно адаптироваться в пятом классе?
-
Опираться на сильные стороны ребенка
-
Избегать подчеркивания промахов ребенка
-
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком
-
Проводить больше времени с ребенком
-
Принимать индивидуальность ребенка
-
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно
-
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний
Помните, что каждый ребенок несет в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать ее для взаимного духовного роста!
Уважаемые учителя!
Удачи вам, дебютанты и асы.
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы.
Одни - как в клетку, другие - как в храм.
Р. Рождественский