СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические аспекты адаптации при переходе из начальной в основную школу в условиях обновления ФГОС. Предварительные результаты адаптации 5-классников.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход в пятый класс-один из самых важных и сложных моментов в школьной жизни ребенка. По многим параметрам этот переход можно сравнить с поступлением в первый класс. Ребенку сложно, ведь опять приходится переживать адаптацию, как это было в первом классе.

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты адаптации при переходе из начальной в основную школу в условиях обновления ФГОС. Предварительные результаты адаптации 5-классников.»

МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) г. Таганрога.

Педагог-психолог Н.В.Сычев

Психологические аспекты адаптации при переходе из начальной в основную школу в условиях обновления ФГОС. Предварительные результаты адаптации 5-классников.

Переход в пятый класс – один из самых важных и сложных моментов в школьной жизни ребенка. По многим параметрам этот переход можно сравнить с его поступлением в первый класс: новые учителя, новые предметы, часто – новые одноклассники, учеба в новых кабинетах. Ребенку сложно, ведь опять приходится переживать адаптацию, как это было в первом классе. Но довольно часто процесс адаптации в пятом классе проходит еще труднее, чем это было при поступлении в школу. Ребенок теряет интерес к учебе, замыкается в себе, становится растерянным и безответственным. Часто от родителей новоиспечённых пятиклассников можно услышать, что они не узнают своего ребенка: он грубит, уходит от разговоров, отказывается учиться.

Что же происходит? Поступление в пятый класс, как правило, происходит в возрасте 10-11 лет, а этот возраст ознаменован очень важным и сложным физиологическим процессом – переходом ребенка в подростковый возраст.

Все знают, что подростковый возраст – трудный возраст. Это возраст больших изменений, физических и личностных трансформаций, иногда - возраст серьезных проблем. Вместе с тем, это возраст кипучей энергии, активности, планов и фантазий. Ребенок больше не ребенок. Это уже маленький взрослый. Психологи даже выделяют особое личностное качество, свойственное только подросткам – чувство взрослости. В этом возрасте вчерашний ребенок стремится к самостоятельности, хочет быть равным взрослым, а главное – хочет осознать себя.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность часто связано с отчуждением от всего, что раньше было близким, а в первую очередь - это родители и учителя. С другой стороны, в этот период на первый план выходит ориентированность подростков на установление межличностных отношений, ведь познание другого, такого же, как я, дает возможность познать и самого себя.

Приоритеты младших подростков кардинально меняются. Если в начальной школе ведущей деятельностью детей была деятельность учебная, то при переходе в пятый класс она уходит на второй или даже на третий план, ведь ведущей деятельностью подростков является деятельность общения. И вот в такой физиологически и эмоционально непростой период младшему подростку приходится адаптироваться к новым школьным реалиям.

Слайд 2.

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям существования. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

К чему предстоит адаптироваться новоиспеченному пятикласснику?

- Новые учителя.На смену любимой первой учительнице, которая холила и лелеяла своих малышей четыре года начальной школы, приходит большое количество разных учителей. Новенькому пятикласснику приходится подстраиваться под каждого из них – под их требования, личностные особенности, даже под тембр голоса и манеру говорить.

- Новые предметы и новое расписание. Уроков становится больше, наряду с уже привычными предметами появляются новые, незнакомые науки, освоение которых требует особых интеллектуальных и волевых усилий.

- Новые одноклассники. Часто именно на этапе перехода из младшей школы в среднюю происходит смена классного коллектива. Связано это, во-первых, с тем, что многие образовательные учреждения, особенно имеющие статус лицеев и гимназий, по окончании начальной школы проводят деление учеников по их склонностям к тем или иным наукам или по интеллектуальному уровню. Поэтому, как правило, в таких школах при переходе в пятый класс получаются несколько новых классных коллективов, где ребятам приходится снова знакомиться, узнавать и привыкать друг к другу, а также искать свое место в этом сообществе. Во-вторых, часто именно по окончании четвертого класса родители принимают решение перевести свое чадо в другую образовательную организацию.

Изменение школьного статуса. Ребенку трудно осознавать то, что из самого старшего в младшей школе он стал самым младшим в средней.

- Усложнение программы и увеличение домашней работы. С повышением класса обучения программа неизбежно будет усложняться, а появление новых предметов влечет увеличение домашней работы. Первое время ребенку может быть сложно ориентироваться в большом количестве информации и заданий.

С целью изучения адаптации учащихся 5-х классов в октябре было проведено тестирование. Исследование адаптации проводилось фронтально с учащимися каждого класса с использованием зрительного теста.

«Как определить состояние психологического климата

 в классе» Федоренко Л.Г.

Результаты тестирования вы видите на экране.

Слайд 3.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался в пятом классе?

Признаки успешной адаптации в средней школе очень схожи с ее признаками в первом классе.

  • Ребенок легко справляется с программой

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения

  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому

  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

  • Нежелания выполнять домашние задания

  • Негативные характеристики в адрес лицея, учителей, одноклассников

  • Жалобы на те или иные события, связанные с лицеем

  • Беспокойный сон

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Как помочь ребенку успешно адаптироваться в пятом классе?

  • Опираться на сильные стороны ребенка

  • Избегать подчеркивания промахов ребенка

  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком

  • Проводить больше времени с ребенком

  • Принимать индивидуальность ребенка

  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний

Помните, что каждый ребенок несет в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать ее для взаимного духовного роста!

Уважаемые учителя!

Удачи вам, дебютанты и асы.

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите в школьные классы.

Одни - как в клетку, другие - как в храм.

Р. Рождественский






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!