Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Среднеколымская улусная гимназия
имени Героя Социалистического труда И.В. Волкова»
1 направление «Школьное образование»
Тема :Психологические аспекты современного урока.
Автор: Созонова Анна Константиновна, заместитель директора по УВР
Приоритетным направлением образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В собственно психологическом значении «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В современном мире социальная ситуация развития детей значительно изменилась. Резко возросшая информированность детей при относительно малом владении навыком, а скорее, привычкой чтения, особенно классической художественной литературы. При этом следует отметить несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления и ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?».
По прежнему, в школах формой организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями) остается урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Так что же такое «современный» урок?
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Современнный урок – это субъект-субъектные отношения учителя и ученика; это осуществление правильной организации учебной деятельности; управление собственными учебными действиями ученика, стимулирование его активности, благодаря этому ученик сам обучается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и тем самым его развитию. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат.
Учитель сегодня не просто дает готовые знания, он сопровождает, создает условия для развития ученика, поощряет на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний самим учеником. И тогда школа является не столько источником информации, сколько учит учиться, а общей функцией урока становится целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.
Социальный заказ школе на современном этапе - это подготовка теоретически грамотных, умеющих применять свои знания на практике молодых людей; самостоятельных, мобильных, ответственных за свои действия; обладающих навыками целеполагания и рефлексии; способных порождать личностные смыслы и отношения к происходящему.
Не всегда учитель и ученики находят общий язык, современные дети не всегда понимают учителя, который не всегда владеет современными технологиями, не является столь продвинутым пользователем технических средств, как его ученики. Такая дисгармония взаимоотношений учителя и учащихся на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учеников. Отсюда могут возникнуть проблемы коммуникации. Также обязательным условием высокой контактности является педагогический такт. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними.
Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами, процесс обучения должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности. Выпускник школы должен быть конкурентоспособным, уметь презентовать себя, заявлять о себе, т.е. владеть культурой «Я-сообщение», чтобы строить свою карьеру, добиваться поставленных целей.
Немаловажной задачей современного урока является обучение детей навыку рефлексии, который помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, обращать внимание детей на осознание того, что они делают и что с ними происходит (устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночные или графические изображения изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели).
Отсутствие работы по развитию рефлексии приводит к тому, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.
При проведении урока также необходимо учитывать такой аспект как психофизиологические особенности учащихся, связанные с учебной деятельностью. Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Уважительное отношение учителя к ученику можно изложить следующим образом:
· не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
· не противопоставлять сильных слабым;
· не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
· замечать даже небольшие успехи слабых, но не подчеркивать это резко;
· воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
· формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Педагогический такт и уважение к личности ученика способствуют развитию, служат мотивирующей поддержкой раскрытия потенциала ученика.
Учащиеся все разные, у них разные установки и различный жизненный опыт, они по-разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы – поиск индивидуальных путей к целому классу различных учащихся. Педагог должен быть не только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, психологом и диагностом.
Итак, какие же выводы можно сделать о важности психологических знаний при организации урока?
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Необходимо учитывать, что высокие результаты в обучении возможны только при условии развития интеллекта, памяти, внимания, мышления и др. процессов. Поэтому важно соблюдать такие общедидактические принципы, как принципы наглядности, систематичности и последовательности, посильности и др. Также следует придерживаться некоторых методических положений, выдвинутых психологами в качестве основы для эффективного усвоения информации:
1) материал в зависимости от сложности должен ранжироваться и излагаться таким образом, чтобы максимально учесть работоспособность учащихся конкретного класса;
2) в течение проведения урока следует учитывать кризисы внимания;
3) эффективное обучение должно строиться на разнообразных видах деятельности;
4) активизация внимания может происходить посредством воздействия на разные анализаторы, использования разнообразных форм и методов обучения, вовлечения учащихся в поисковые или проблемные ситуации;
5) запоминанию способствует предсказуемость текста, поэтому перед запоминанием следует проводить некую ориентировку учащихся;
6) значимость и осмысленность материала повышает скорость заучивания, этому способствуют нетрадиционные формы обучения (игры, соревнования, проектная организация работы), составление планов, смысловых опор, структурирование материала;
7) формированию систематичности мышления способствует выявление межпредметных связей, работа с использованием таких операций, как интеграция, обобщение, построение выводов и др.;
8) эмоции, вызванные предметным содержанием, формой или средствами его изложения, способствуют лучшему запоминанию информации.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В результате рационально организованного урока у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться, что в общем то и предполагает реализация ФГОС.
Источники:
Борисова О.Э. Современный урок : психологические аспекты. https://infourok.ru/sovremenniy-urok-psihologicheskie-aspekti-2319920.html
Голиченко Е.В. ФГОС: психологический аспект. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/26/fgos-psikhologicheskiy-aspekt
Казыханова А. М. Психологические аспекты современного урока. https://infourok.ru/doklad-na-temu-psihologicheskie-aspekti-sovremennogo-uroka-3543728.html
Хренова Е.Н. Моделирование современного урока с учётом психологических особенностей обучающихся.https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ modelirovanie_sovremennogo_uroka_s_uchyotom_ psiholog_204002.html
3