СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологические барьеры педагога при внедрении инновационных методик в учебный процесс»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад будет полезен как начинающим учителям-логопедам, так и опытным педагогам. Раскрываются психологические проблемы при внедрении инноваций в учебный процесс.

Просмотр содержимого документа
««Психологические барьеры педагога при внедрении инновационных методик в учебный процесс»»








ДОКЛАД


«Психологические барьеры педагога

при внедрении инновационных методик

в учебный процесс»







учитель-логопед


МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск


Сеткина Галина Валентиновна








По данным опросов и наблюдений - лишь небольшая часть преподавателей (от 10 до 15%) способны критически отнестись к собственному педагогическому опыту. Для большинства он едва ли не единственный ориентир в определении целей и задач работы, главный источник представления о них, ведущий критерий в оценке эффективности рекомендуемых методов работы.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления.

Вероятно, мы не сможем представить себе механизм возникновения инновационной деятельности и условия, в которых этот механизм может работать, без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы «своей системы» координат, привычных способов решения профессиональной задачи.

Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями преподавателя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит.

К инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

  1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

  2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

  3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

  4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

  5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

  6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Преподаватель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Преподавателю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что педагог может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.

Но развитие общества требует от преподавателя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

Основное назначение профессионального образования – научить студентов решать творческие задачи. Процесс профессионального становления будущего специалиста должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

Последовательность подготовки преподавателя к инновационной деятельности:

  • Первый этап – развитие творческой индивидуальности педагога, формирование им у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска

  • Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.

  • Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

  • Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция преподавателя, как система его взглядов и установок в отношении инновации.

Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний.

Итак, на мой взгляд, нет, и не может быть общей модели «педагога-экспериментатора». Сам принцип в инновационной педагогике мне нравится своим личностно-ориентированным подходом, то есть потенциальной возможностью создания личной инновации.