Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям
Автор: Силина Ольга Владимировна
Договоримся о терминологии…
- Психологическое пространство
- Психологические границы
- Психологическая суверенность
Психологическое пространство
Психологическое пространство личности — это субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека (С.К.Нартова-Бочавер).
Психологические границы
« Хорошие границы – залог хорошего соседства» (английская пословица)
Физические и психологические маркеры, позволяющие отделять личное пространство одного человека от другого (С.К.Нартова-Бочавер).
Демаркационная линия, разделяющая личность и среду, состоящая из определенного набора внутренних правил человека и определяющих особенности взаимодействия его с окружающим миром с условием поддержания личного психологического благополучия.
Психологические границы
Примеры нарушенных психологических границ:
«Мы идем в сад/школу/университет»;
«Нам не нравится супчик»;
«Мы сделали домашнюю работу»;
«Танцы мне нравятся, потому что мама сказала».
Суверенность психологического пространства
Суверенность психологического пространства - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения.
Суверенность позволяет личности адаптироваться, развиваться и становиться продуктивной в разных сферах личности.
Области психологической суверенности
Область
Суверенность
Физическое тело
Депривация
Отсутствие попыток нарушить соматическое благополучие (удобная одежда, темп жизни, неприкосновенность тела, отсутствие длительного голода/жажды и пр.)
Территория
Ощущение и переживание безопасности пространства (личная комната и ее неприкосновенность, уголок с игрушками, установленный ребенком порядок и пр.)
Переживание телесного дискомфорта (неприятная температура, запах, свет, цвет, прикосновения, сильная жажда и голод и пр.)
Отсутствие территориальных границ (не соблюдается «авторство» пространства, «вседозволенность» в территориальном плане, свободное проникновение на личную территорию и пр.)
Области психологической суверенности
Область
Суверенность
Личные вещи
Депривация
Уважение к личным вещам, признание права собственности у ребенка, самостоятельный выбор вещей (одежды, игрушек, принадлежностей и пр.)
Привычки, режимные моменты
Максимально приемлемая форма временной организации жизни, темп жизни (режим дня, организация жизни во времени, количество занятий, скорость выполнения, чередование труда и отдыха и пр.)
Отсутствие личных вещей, неуважительное отношение к продуктам деятельности, навязывание чужого мнения ребенку относительно выбора каких-либо материальных объектов.
Насильственные методы изменить приемлемые формы временной организации жизни (несоответствие особенностей и возможностей ребенка и требований взрослых и пр.).
Области психологической суверенности
Область
Суверенность
Социальные связи и отношения
Депривация
Признание права иметь друзей и приятелей, которые не одобряются взрослыми, право иметь секреты и тайны от взрослых.
Ценности
Свобода вкусов и мировоззрения, уважение точки зрения,
Требование дружить с «хорошими» и «нужными» детьми, запрет на тайну («должен рассказать обо всем родителям»), контроль над социальной жизнью ребенка
Неприятие другого взгляда, требование быть «понятным и удобным»,
Свойства психологических границ
Свойство
Проявление
Активность
Ситуация для наблюдения
движения границ Я вовне
Чувствование/понимание
дифференциация мира на «мое» и «чужое»
Состояние покоя, часто-отсутствие взаимодействия, неожиданное действие ребенка
Регуляция
Контроль
Конфликтные, неприятные, тревожные, «небезопасные»
способность изменения размера психологического пространства
способность к удержанию заданного статичного положения границ
Ситуация взаимодействия, способность договориться
Способы защиты
Конфликтные, защита собственного мнения, отказ, «нет»
способы, с помощью которых ребенок сохраняет собственное благополучие
Чаще – конфликтные, «небезопасные»
«Мой дом»
- Предварительное обсуждение: домов и строительных материалов, их особенностей, выбора места постройки дома (исходя из эмоциональных или рациональных предпочтений). Можно на примере сказки «Три поросенка»;
- Строительство дом. Инструкция: «Постройте себе дом так, чтобы он был удобным и уютным, чтобы он вам нравился. Место для дома можно выбрать любое в комнате».
- Наблюдаем: особенности взаимодействия детей, используемые материалы, местоположение, «архитектурные» особенности дома, размер дома;
- Инсценировка: что ты будешь делать, когда к тебе в гости придет знакомый/незнакомый человек? Знакомый/незнакомый человек посмеялся над твоим рисунком / помешал тебе заниматься любимым делом / помешал тебе спать?
- Наблюдаем: какие особенности в отношении к знакомому/незнакомому, как реагирует на осуждение рисунка/нарушение привычного образа жизни, как защищает свою территорию, как устанавливает правила? Украшен дом, есть ли личное пространство? Какой критерий выбора гостей?
Особенности психологических границ
Сущность границ
Описание
2 – 4 года
Дом находится в окружении других домов, поиск места хаотичен или по подсказке взрослого. Используются большие материалы. Пространство внутри не структурировано. Закрытое, без дверей и окон.
4 – 6 лет
Важно соседство, рядом с другом, материалы разнообразные, но предпочтительно большие, пространство внутри не структурировано, есть вход/выход.
6 – 8 лет
Важно соседство, наличие друга рядом, дом в центре, материалы разнообразные, отражающие характеристики элемента дома (стена-кирпичи, окно-ленточка и пр.), структурировано, есть личное пространство, закрыто для незнакомых, есть вход/выход.
8 – 10 лет
Важно местоположение рядом с другом, но на краю пространства, разнообразные материалы, отражающие конструктивные особенности дома, есть личное пространство, дом украшен, закрыт для свободного проникновения, есть вход/выход.
Особенности психологических границ
Контроль границ
Описание
2 – 4 года
Уступают свое пространство, недовольство чаще выражается близкому взрослому, который выступает гарантом безопасности
4 – 6 лет
Слово-как средство контроля, выраженное недовольство на осуждение рисунка, нарушение целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответная реакция на действия близких людей-быстрее и активнее, незнакомых-отсроченная.
6 – 8 лет
Активно контролируют собственную территорию, недовольство по поводу рисунков/личных вещей/телесной сферы/нарушения целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответы на действия близких – более активный, агрессивный, незнакомых – отсроченный.
8 – 10 лет
Усиление негативного реагирования по поводу осуждения личных вещей, ответ на действия близких – более пассивный, отсроченный, конструктивный, незнакомых – активный, агрессивный.
Особенности психологических границ
Регуляция границ
Описание
2 – 4 года
Переход от уединенности, регуляция развита слабо, необходима внешняя помощь.
4 – 6 лет
Желание ходить в гости и приглашать гостей, основа регуляции – правило, критерий поступка – оценка взрослого, пространство изменят размер в зависимости от эмоциональной привлекательности ситуации.
6 – 8 лет
Желание ходить в гости доминирует. Основа регуляции – правило, обеспечивающее безопасность. Судьей выступает взрослый. Изменение размера пространства начинает подчиняться цели и задачи.
8 – 10 лет
Проявляют умение договориться, решить спорные вопросы самостоятельно, вырастает инициативность, конструктивность в отношениях, изменение размера пространства подчиняется целям, долженствованию, дети охотно выполняет незнакомые общественные поручения.
Особенности психологических границ
Защита границ
Описание
2 – 4 года
Взрослый является источником защиты благополучия, физические, эмоциональные
4 – 6 лет
Переход к вербальным способам защиты, физические, эмоциональные, личностные, социальные нормы. С близкими возможные физические, деструктивные способы защиты.
6 – 8 лет
Вербальные, отвлеченные, социальные нормы. Снижение самостоятельной защиты, необходима помощь взрослого. Способы защиты от близких – конструктивные, от незнакомых могут быть деструктивными.
8 – 10 лет
Вербальные, личностные, социальные нормы. Возможные деструктивные, физические, агрессивные способы защиты границ от незнакомых людей, от близких – конструктивные.
Особенности психологических границ
Чувствование / понимание
Описание
2 – 4 года
Чувствование как желание уйти от источника дискомфорта
4 – 6 лет
Чувствование границ как постоянно присутствующего феномена в жизни, обеспечивающего безопасность и уверенность
6 – 8 лет
Понимание существования границ как постоянного феномена, позволяющего воздействовать на другого
8 – 10 лет
Границы Я становятся средством поддержания благополучия и влияния на другого человека, дают ощущение безопасности, защищенности.
Особенности психологических границ
Активность границ
Описание
2 – 4 года
Хаотична, зависит от привлекательности внешнего фактора, настроения, окружения.
4 – 6 лет
Повышается, «ни минуты покоя», границы в постоянном движении.
6 – 8 лет
Снижается, «дайте побыть одному», границы достаточно фиксированы.
8 – 10 лет
Повышается, «надо попробовать как можно больше»
Выводы
- Понимание границ Я изменяется от уединенности до умения находится в группе при сохранении чувства безопасности;
- Контроль границ Я проходит путь от внешнего контроля (взрослый) до различных стратегий к 10 годам;
- Регуляция границ также переходит от регулирования извне (взрослый) к опоре на норме и правила поведения;
- Защита границ Я становится разнообразнее, с выраженными стратегиями, разнящимися для близких и незнакомых людей;
- Понимание/чувствование границ Я – является необходимым условием успешной адаптации и безопасного нахождения в среде;
- Активность границ Я имеет периоды «подъема» и «затихания».
Примеры домов: 2-4 года
Защищенность со всех сторон: есть крыши, стены, отсутствуют двери и окна. Дети – чаще внутри, т.к. дом – это стимул к тому, чтобы быть «внутри».
Примеры домов: 4- 6 лет
Дом представляет собой единое пространство с крышей, стенами, но обязательно с дверью, окнами, которые будут давать возможность заходить внутрь дома.
Примеры домов: 6 – 8 лет
Дом представляет собой замкнутую систему, ребенок занимает позицию «снаружи», при этом представляя себя внутри.
Примеры домов: 8 – 10 лет
Дом представляет собой систему жизни, в нем присутствуют все необходимые элементы (как конструктивные, так и функциональные), выделено личное пространство.
Рекомендации для педагогов и родителей
Возраст
Особенности психологических границ
2-4 года
Рекомендации родителям и педагогам
Я как объект внешнего воздействия. В случае несогласия – стремление уйти, оттолкнуть, спрятаться от неприятных ощущений рядом с близким взрослым.
4-6 лет
Появляется чувствование психологических границ, возникает желание иметь личную территорию, хорошо защищенную, для безопасности не только тела, но и вещей, значимых людей.
Спрашивать разрешения, добиваться согласия или несогласия по поводу каких-либо действий.
«Волшебная сила слова», понимание эмоций (своих и других людей), умение поддержать разговор
Развитие психологических границ
Возраст
Особенности психологических границ
6-8 лет
Рекомендации для родителей и педагогов
Дети начинают понимать, когда нарушаются чужие/собственные границы.
8-10 лет
Отчетливое понимание психологических границ, которые выступают механизмом социального взаимодействия.
Поддерживать стремление контактировать. Анализ жизненных ситуаций. Морально-этические аспекты взаимодействия. Учить поддерживать другого человека.
Уважать право на одиночество, личные вещи, территорию, социальные отношения. Учить конструктивно прекращать контакт, который доставляет неприятные эмоции.
Список литературы
- Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. М.: Флинта, 2016;
- Нартова-Бочавер С.К. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016;
- Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: 10 лет спустя. М. : Смысл, 2017;
- Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи. М.: Генезис, 2011.
e-mail: [email protected]