СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям». (28. 03. 2018).

Детство – уникальный период становления человека, когда сильны природные желания ребёнка, но в то же время нахождение в системе определённых социальных отношений накладывает ряд запретов и ограничений (требование вести себя определённым образом, соответствовать стандартам воспитания). Поэтому перед взрослыми стоит серьёзная задача: каким образом воспитывать ребёнка так, чтобы сохранить его благополучие и одновременно учить конструктивным способам взаимодействия с окружающим миром.

На вебинаре автор познакомила слушателей с понятием «психологические границы»; с тем, как их соблюдение может помочь в предупреждении конфликтов между детьми. Как научиться требовать, но при этом не сломать? Как определить тонкую грань между «можно» и «нужно» и как быть мудрым, когда на это уже нет сил? Слушатели узнали о стадиях становления и способах развития границ, а также освоили один из методов диагностики и развития границ Я у детей и подростков.

Автор: Силина Ольга Владимировна, психолог МОУ «Гимназия г. Переславль-Залесский», руководитель центра развития «ОткрытиЯ» г. Переславль-Залесский.

 

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям»

Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям Автор: Силина Ольга Владимировна

Психологические границы личности: что необходимо знать педагогам и родителям

Автор: Силина Ольга Владимировна

Договоримся о терминологии… Психологическое пространство Психологические границы Психологическая суверенность

Договоримся о терминологии…

  • Психологическое пространство
  • Психологические границы
  • Психологическая суверенность
Психологическое пространство Психологическое пространство личности — это субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека (С.К.Нартова-Бочавер).

Психологическое пространство

Психологическое пространство личности — это субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека (С.К.Нартова-Бочавер).

Психологические границы « Хорошие границы – залог хорошего соседства» (английская пословица) Физические и психологические маркеры, позволяющие отделять личное пространство одного человека от другого (С.К.Нартова-Бочавер). Демаркационная линия, разделяющая личность и среду, состоящая из определенного набора внутренних правил человека и определяющих особенности взаимодействия его  с окружающим миром с условием поддержания личного психологического благополучия.

Психологические границы

« Хорошие границы – залог хорошего соседства» (английская пословица)

Физические и психологические маркеры, позволяющие отделять личное пространство одного человека от другого (С.К.Нартова-Бочавер).

Демаркационная линия, разделяющая личность и среду, состоящая из определенного набора внутренних правил человека и определяющих особенности взаимодействия его с окружающим миром с условием поддержания личного психологического благополучия.

Психологические границы Примеры нарушенных психологических границ: «Мы идем в сад/школу/университет»; «Нам не нравится супчик»; «Мы сделали домашнюю работу»; «Танцы мне нравятся, потому что мама сказала».

Психологические границы

Примеры нарушенных психологических границ:

«Мы идем в сад/школу/университет»;

«Нам не нравится супчик»;

«Мы сделали домашнюю работу»;

«Танцы мне нравятся, потому что мама сказала».

Суверенность психологического пространства Суверенность психологического пространства - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Суверенность позволяет личности адаптироваться, развиваться и становиться продуктивной в разных сферах личности.

Суверенность психологического пространства

Суверенность психологического пространства - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения.

Суверенность позволяет личности адаптироваться, развиваться и становиться продуктивной в разных сферах личности.

Области психологической суверенности Область Суверенность Физическое тело Депривация Отсутствие попыток нарушить соматическое благополучие (удобная одежда, темп жизни, неприкосновенность тела, отсутствие длительного голода/жажды и пр.) Территория Ощущение и переживание безопасности пространства (личная комната и ее неприкосновенность, уголок с игрушками, установленный ребенком порядок и пр.) Переживание телесного дискомфорта (неприятная температура, запах, свет, цвет, прикосновения, сильная жажда и голод и пр.) Отсутствие территориальных границ (не соблюдается «авторство» пространства, «вседозволенность» в территориальном плане, свободное проникновение на личную территорию и пр.)

Области психологической суверенности

Область

Суверенность

Физическое тело

Депривация

Отсутствие попыток нарушить соматическое благополучие (удобная одежда, темп жизни, неприкосновенность тела, отсутствие длительного голода/жажды и пр.)

Территория

Ощущение и переживание безопасности пространства (личная комната и ее неприкосновенность, уголок с игрушками, установленный ребенком порядок и пр.)

Переживание телесного дискомфорта (неприятная температура, запах, свет, цвет, прикосновения, сильная жажда и голод и пр.)

Отсутствие территориальных границ (не соблюдается «авторство» пространства, «вседозволенность» в территориальном плане, свободное проникновение на личную территорию и пр.)

Области психологической суверенности Область Суверенность Личные вещи Депривация Уважение к личным вещам, признание права собственности у ребенка, самостоятельный выбор вещей (одежды, игрушек, принадлежностей и пр.) Привычки, режимные моменты Максимально приемлемая форма временной организации жизни, темп жизни (режим дня, организация жизни во времени, количество занятий, скорость выполнения, чередование труда и отдыха и пр.) Отсутствие личных вещей, неуважительное отношение к продуктам деятельности, навязывание чужого мнения ребенку относительно выбора каких-либо материальных объектов. Насильственные методы изменить приемлемые формы временной организации жизни (несоответствие особенностей и возможностей ребенка и требований взрослых и пр.).

Области психологической суверенности

Область

Суверенность

Личные вещи

Депривация

Уважение к личным вещам, признание права собственности у ребенка, самостоятельный выбор вещей (одежды, игрушек, принадлежностей и пр.)

Привычки, режимные моменты

Максимально приемлемая форма временной организации жизни, темп жизни (режим дня, организация жизни во времени, количество занятий, скорость выполнения, чередование труда и отдыха и пр.)

Отсутствие личных вещей, неуважительное отношение к продуктам деятельности, навязывание чужого мнения ребенку относительно выбора каких-либо материальных объектов.

Насильственные методы изменить приемлемые формы временной организации жизни (несоответствие особенностей и возможностей ребенка и требований взрослых и пр.).

Области психологической суверенности Область Суверенность Социальные связи и отношения Депривация Признание права иметь друзей и приятелей, которые не одобряются взрослыми, право иметь секреты и тайны от взрослых. Ценности Свобода вкусов и мировоззрения, уважение точки зрения, Требование дружить с «хорошими» и «нужными» детьми, запрет на тайну («должен рассказать обо всем родителям»), контроль над социальной жизнью ребенка Неприятие другого взгляда, требование быть «понятным  и удобным»,

Области психологической суверенности

Область

Суверенность

Социальные связи и отношения

Депривация

Признание права иметь друзей и приятелей, которые не одобряются взрослыми, право иметь секреты и тайны от взрослых.

Ценности

Свобода вкусов и мировоззрения, уважение точки зрения,

Требование дружить с «хорошими» и «нужными» детьми, запрет на тайну («должен рассказать обо всем родителям»), контроль над социальной жизнью ребенка

Неприятие другого взгляда, требование быть «понятным и удобным»,

Свойства психологических границ Свойство Проявление Активность Ситуация для наблюдения движения границ Я вовне Чувствование/понимание дифференциация мира на «мое» и «чужое» Состояние покоя, часто-отсутствие взаимодействия, неожиданное действие ребенка Регуляция Контроль Конфликтные, неприятные, тревожные, «небезопасные» способность изменения размера психологического пространства способность к удержанию заданного статичного положения границ Ситуация взаимодействия, способность договориться Способы защиты Конфликтные, защита собственного мнения, отказ, «нет» способы, с помощью которых ребенок сохраняет собственное благополучие Чаще – конфликтные, «небезопасные»

Свойства психологических границ

Свойство

Проявление

Активность

Ситуация для наблюдения

движения границ Я вовне

Чувствование/понимание

дифференциация мира на «мое» и «чужое»

Состояние покоя, часто-отсутствие взаимодействия, неожиданное действие ребенка

Регуляция

Контроль

Конфликтные, неприятные, тревожные, «небезопасные»

способность изменения размера психологического пространства

способность к удержанию заданного статичного положения границ

Ситуация взаимодействия, способность договориться

Способы защиты

Конфликтные, защита собственного мнения, отказ, «нет»

способы, с помощью которых ребенок сохраняет собственное благополучие

Чаще – конфликтные, «небезопасные»

«Мой дом» Предварительное обсуждение: домов и строительных материалов, их особенностей, выбора места постройки дома (исходя из эмоциональных или рациональных предпочтений). Можно на примере сказки «Три поросенка»; Строительство дом. Инструкция: «Постройте себе дом так, чтобы он был удобным и уютным, чтобы он вам нравился. Место для дома можно выбрать любое в комнате». Наблюдаем: особенности взаимодействия детей, используемые материалы, местоположение, «архитектурные» особенности дома, размер дома; Инсценировка: что ты будешь делать, когда к тебе в гости придет знакомый/незнакомый человек? Знакомый/незнакомый человек посмеялся над твоим рисунком / помешал тебе заниматься любимым делом / помешал тебе спать? Наблюдаем: какие особенности в отношении к знакомому/незнакомому, как реагирует на осуждение рисунка/нарушение привычного образа жизни, как защищает свою территорию, как устанавливает правила? Украшен дом, есть ли личное пространство? Какой критерий выбора гостей?

«Мой дом»

  • Предварительное обсуждение: домов и строительных материалов, их особенностей, выбора места постройки дома (исходя из эмоциональных или рациональных предпочтений). Можно на примере сказки «Три поросенка»;
  • Строительство дом. Инструкция: «Постройте себе дом так, чтобы он был удобным и уютным, чтобы он вам нравился. Место для дома можно выбрать любое в комнате».
  • Наблюдаем: особенности взаимодействия детей, используемые материалы, местоположение, «архитектурные» особенности дома, размер дома;
  • Инсценировка: что ты будешь делать, когда к тебе в гости придет знакомый/незнакомый человек? Знакомый/незнакомый человек посмеялся над твоим рисунком / помешал тебе заниматься любимым делом / помешал тебе спать?
  • Наблюдаем: какие особенности в отношении к знакомому/незнакомому, как реагирует на осуждение рисунка/нарушение привычного образа жизни, как защищает свою территорию, как устанавливает правила? Украшен дом, есть ли личное пространство? Какой критерий выбора гостей?
Особенности психологических границ Сущность границ Описание 2 – 4 года Дом находится в окружении других домов, поиск места хаотичен или по подсказке взрослого. Используются большие материалы. Пространство внутри не структурировано. Закрытое, без дверей и окон. 4 – 6 лет Важно соседство, рядом с другом, материалы разнообразные, но предпочтительно большие, пространство внутри не структурировано, есть вход/выход. 6 – 8 лет Важно соседство, наличие друга рядом, дом в центре, материалы разнообразные, отражающие характеристики элемента дома (стена-кирпичи, окно-ленточка и пр.), структурировано, есть личное пространство, закрыто для незнакомых, есть вход/выход. 8 – 10 лет Важно местоположение рядом с другом, но на краю пространства, разнообразные материалы, отражающие конструктивные особенности дома, есть личное пространство, дом украшен, закрыт для свободного проникновения, есть вход/выход.

Особенности психологических границ

Сущность границ

Описание

2 – 4 года

Дом находится в окружении других домов, поиск места хаотичен или по подсказке взрослого. Используются большие материалы. Пространство внутри не структурировано. Закрытое, без дверей и окон.

4 – 6 лет

Важно соседство, рядом с другом, материалы разнообразные, но предпочтительно большие, пространство внутри не структурировано, есть вход/выход.

6 – 8 лет

Важно соседство, наличие друга рядом, дом в центре, материалы разнообразные, отражающие характеристики элемента дома (стена-кирпичи, окно-ленточка и пр.), структурировано, есть личное пространство, закрыто для незнакомых, есть вход/выход.

8 – 10 лет

Важно местоположение рядом с другом, но на краю пространства, разнообразные материалы, отражающие конструктивные особенности дома, есть личное пространство, дом украшен, закрыт для свободного проникновения, есть вход/выход.

Особенности психологических границ Контроль границ Описание 2 – 4 года Уступают свое пространство, недовольство чаще выражается близкому взрослому, который выступает гарантом безопасности 4 – 6 лет Слово-как средство контроля, выраженное недовольство на осуждение рисунка, нарушение целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответная реакция на действия близких людей-быстрее и активнее, незнакомых-отсроченная. 6 – 8 лет Активно контролируют собственную территорию, недовольство по поводу рисунков/личных вещей/телесной сферы/нарушения целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответы на действия близких – более активный, агрессивный, незнакомых – отсроченный. 8 – 10 лет Усиление негативного реагирования по поводу осуждения личных вещей, ответ на действия близких – более пассивный, отсроченный, конструктивный, незнакомых – активный, агрессивный.

Особенности психологических границ

Контроль границ

Описание

2 – 4 года

Уступают свое пространство, недовольство чаще выражается близкому взрослому, который выступает гарантом безопасности

4 – 6 лет

Слово-как средство контроля, выраженное недовольство на осуждение рисунка, нарушение целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответная реакция на действия близких людей-быстрее и активнее, незнакомых-отсроченная.

6 – 8 лет

Активно контролируют собственную территорию, недовольство по поводу рисунков/личных вещей/телесной сферы/нарушения целостности дома, нарушение режима вызывает положительные эмоции. Ответы на действия близких – более активный, агрессивный, незнакомых – отсроченный.

8 – 10 лет

Усиление негативного реагирования по поводу осуждения личных вещей, ответ на действия близких – более пассивный, отсроченный, конструктивный, незнакомых – активный, агрессивный.

Особенности психологических границ Регуляция границ Описание 2 – 4 года Переход от уединенности, регуляция развита слабо, необходима внешняя помощь. 4 – 6 лет Желание ходить в гости и приглашать гостей, основа регуляции – правило, критерий поступка – оценка взрослого, пространство изменят размер в зависимости от эмоциональной привлекательности ситуации. 6 – 8 лет Желание ходить в гости доминирует. Основа регуляции – правило, обеспечивающее безопасность. Судьей выступает взрослый. Изменение размера пространства начинает подчиняться цели и задачи. 8 – 10 лет Проявляют умение договориться, решить спорные вопросы самостоятельно, вырастает инициативность, конструктивность в отношениях, изменение размера пространства подчиняется целям, долженствованию, дети охотно выполняет незнакомые общественные поручения.

Особенности психологических границ

Регуляция границ

Описание

2 – 4 года

Переход от уединенности, регуляция развита слабо, необходима внешняя помощь.

4 – 6 лет

Желание ходить в гости и приглашать гостей, основа регуляции – правило, критерий поступка – оценка взрослого, пространство изменят размер в зависимости от эмоциональной привлекательности ситуации.

6 – 8 лет

Желание ходить в гости доминирует. Основа регуляции – правило, обеспечивающее безопасность. Судьей выступает взрослый. Изменение размера пространства начинает подчиняться цели и задачи.

8 – 10 лет

Проявляют умение договориться, решить спорные вопросы самостоятельно, вырастает инициативность, конструктивность в отношениях, изменение размера пространства подчиняется целям, долженствованию, дети охотно выполняет незнакомые общественные поручения.

Особенности психологических границ Защита границ Описание 2 – 4 года Взрослый является источником защиты благополучия, физические, эмоциональные 4 – 6 лет Переход к вербальным способам защиты, физические, эмоциональные, личностные, социальные нормы. С близкими возможные физические, деструктивные способы защиты. 6 – 8 лет Вербальные, отвлеченные, социальные нормы. Снижение самостоятельной защиты, необходима помощь взрослого. Способы защиты от близких – конструктивные, от незнакомых могут быть деструктивными. 8 – 10 лет Вербальные, личностные, социальные нормы. Возможные деструктивные, физические, агрессивные способы защиты границ от незнакомых людей, от близких – конструктивные.

Особенности психологических границ

Защита границ

Описание

2 – 4 года

Взрослый является источником защиты благополучия, физические, эмоциональные

4 – 6 лет

Переход к вербальным способам защиты, физические, эмоциональные, личностные, социальные нормы. С близкими возможные физические, деструктивные способы защиты.

6 – 8 лет

Вербальные, отвлеченные, социальные нормы. Снижение самостоятельной защиты, необходима помощь взрослого. Способы защиты от близких – конструктивные, от незнакомых могут быть деструктивными.

8 – 10 лет

Вербальные, личностные, социальные нормы. Возможные деструктивные, физические, агрессивные способы защиты границ от незнакомых людей, от близких – конструктивные.

Особенности психологических границ Чувствование / понимание Описание 2 – 4 года Чувствование как желание уйти от источника дискомфорта 4 – 6 лет Чувствование границ как постоянно присутствующего феномена в жизни, обеспечивающего безопасность и уверенность 6 – 8 лет Понимание существования границ как постоянного феномена, позволяющего воздействовать на другого 8 – 10 лет Границы Я становятся средством поддержания благополучия и влияния на другого человека, дают ощущение безопасности, защищенности.

Особенности психологических границ

Чувствование / понимание

Описание

2 – 4 года

Чувствование как желание уйти от источника дискомфорта

4 – 6 лет

Чувствование границ как постоянно присутствующего феномена в жизни, обеспечивающего безопасность и уверенность

6 – 8 лет

Понимание существования границ как постоянного феномена, позволяющего воздействовать на другого

8 – 10 лет

Границы Я становятся средством поддержания благополучия и влияния на другого человека, дают ощущение безопасности, защищенности.

Особенности психологических границ Активность границ Описание 2 – 4 года Хаотична, зависит от привлекательности внешнего фактора, настроения, окружения. 4 – 6 лет Повышается, «ни минуты покоя», границы в постоянном движении. 6 – 8 лет Снижается, «дайте побыть одному», границы достаточно фиксированы. 8 – 10 лет Повышается, «надо попробовать как можно больше»

Особенности психологических границ

Активность границ

Описание

2 – 4 года

Хаотична, зависит от привлекательности внешнего фактора, настроения, окружения.

4 – 6 лет

Повышается, «ни минуты покоя», границы в постоянном движении.

6 – 8 лет

Снижается, «дайте побыть одному», границы достаточно фиксированы.

8 – 10 лет

Повышается, «надо попробовать как можно больше»

Выводы Понимание границ Я изменяется от уединенности до умения находится в группе при сохранении чувства безопасности; Контроль границ Я проходит путь от внешнего контроля (взрослый) до различных стратегий к 10 годам; Регуляция границ также переходит от регулирования извне (взрослый) к опоре на норме и правила поведения;  Защита границ Я становится разнообразнее, с выраженными стратегиями, разнящимися для близких и незнакомых людей; Понимание/чувствование границ Я – является необходимым условием успешной адаптации и безопасного нахождения в среде; Активность границ Я имеет периоды «подъема» и «затихания».

Выводы

  • Понимание границ Я изменяется от уединенности до умения находится в группе при сохранении чувства безопасности;
  • Контроль границ Я проходит путь от внешнего контроля (взрослый) до различных стратегий к 10 годам;
  • Регуляция границ также переходит от регулирования извне (взрослый) к опоре на норме и правила поведения;
  • Защита границ Я становится разнообразнее, с выраженными стратегиями, разнящимися для близких и незнакомых людей;
  • Понимание/чувствование границ Я – является необходимым условием успешной адаптации и безопасного нахождения в среде;
  • Активность границ Я имеет периоды «подъема» и «затихания».
Примеры домов: 2-4 года Защищенность со всех сторон: есть крыши, стены, отсутствуют двери и окна. Дети – чаще внутри, т.к. дом – это стимул к тому, чтобы быть «внутри».

Примеры домов: 2-4 года

Защищенность со всех сторон: есть крыши, стены, отсутствуют двери и окна. Дети – чаще внутри, т.к. дом – это стимул к тому, чтобы быть «внутри».

Примеры домов: 4- 6 лет Дом представляет собой единое пространство с крышей, стенами, но обязательно с дверью, окнами, которые будут давать возможность заходить внутрь дома.

Примеры домов: 4- 6 лет

Дом представляет собой единое пространство с крышей, стенами, но обязательно с дверью, окнами, которые будут давать возможность заходить внутрь дома.

Примеры домов: 6 – 8 лет Дом представляет собой замкнутую систему, ребенок занимает позицию «снаружи», при этом представляя себя внутри.

Примеры домов: 6 – 8 лет

Дом представляет собой замкнутую систему, ребенок занимает позицию «снаружи», при этом представляя себя внутри.

Примеры домов: 8 – 10 лет Дом представляет собой систему жизни, в нем присутствуют все необходимые элементы (как конструктивные, так и функциональные), выделено личное пространство.

Примеры домов: 8 – 10 лет

Дом представляет собой систему жизни, в нем присутствуют все необходимые элементы (как конструктивные, так и функциональные), выделено личное пространство.

Рекомендации для педагогов и родителей Возраст Особенности психологических границ 2-4 года Рекомендации родителям  и педагогам Я как объект внешнего воздействия. В случае несогласия – стремление уйти, оттолкнуть, спрятаться от неприятных ощущений рядом с близким взрослым. 4-6 лет Появляется чувствование психологических границ, возникает желание иметь личную территорию, хорошо защищенную, для безопасности не только тела, но и вещей, значимых людей. Спрашивать разрешения, добиваться согласия или несогласия по поводу каких-либо действий. «Волшебная сила слова», понимание эмоций (своих и других людей), умение поддержать разговор

Рекомендации для педагогов и родителей

Возраст

Особенности психологических границ

2-4 года

Рекомендации родителям и педагогам

Я как объект внешнего воздействия. В случае несогласия – стремление уйти, оттолкнуть, спрятаться от неприятных ощущений рядом с близким взрослым.

4-6 лет

Появляется чувствование психологических границ, возникает желание иметь личную территорию, хорошо защищенную, для безопасности не только тела, но и вещей, значимых людей.

Спрашивать разрешения, добиваться согласия или несогласия по поводу каких-либо действий.

«Волшебная сила слова», понимание эмоций (своих и других людей), умение поддержать разговор

Развитие психологических границ Возраст Особенности психологических границ 6-8 лет Рекомендации для родителей и педагогов Дети начинают понимать, когда нарушаются чужие/собственные границы. 8-10 лет Отчетливое понимание психологических границ, которые выступают механизмом социального взаимодействия. Поддерживать стремление контактировать. Анализ жизненных ситуаций. Морально-этические аспекты взаимодействия. Учить поддерживать другого человека. Уважать право на одиночество, личные вещи, территорию, социальные отношения. Учить конструктивно прекращать контакт, который доставляет неприятные эмоции.

Развитие психологических границ

Возраст

Особенности психологических границ

6-8 лет

Рекомендации для родителей и педагогов

Дети начинают понимать, когда нарушаются чужие/собственные границы.

8-10 лет

Отчетливое понимание психологических границ, которые выступают механизмом социального взаимодействия.

Поддерживать стремление контактировать. Анализ жизненных ситуаций. Морально-этические аспекты взаимодействия. Учить поддерживать другого человека.

Уважать право на одиночество, личные вещи, территорию, социальные отношения. Учить конструктивно прекращать контакт, который доставляет неприятные эмоции.

Список литературы Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. М.: Флинта, 2016; Нартова-Бочавер С.К. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016; Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: 10 лет спустя. М. : Смысл, 2017; Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи. М.: Генезис, 2011. e-mail: Omela333@yandex.ru

Список литературы

  • Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. М.: Флинта, 2016;
  • Нартова-Бочавер С.К. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016;
  • Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: 10 лет спустя. М. : Смысл, 2017;
  • Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи. М.: Генезис, 2011.

e-mail: [email protected]


Скачать

© 2018 2429 20

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!