СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические и физиологические особенности юношеского возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Одна из важных психологических характеристик юношества — самоуважение, которое влияет и на успеваемость по предметам.

Просмотр содержимого документа
«Психологические и физиологические особенности юношеского возраста»

Возраст любви и ….отдыха от труда

Юношеский возраст чаще всего в психологии делится на два периода:

16—18 лет - это ранняя юность

18—25 лет - поздняя юность

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Третьей характерной чертой является распространенная юношеская склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной, вычурной интеллектуальности.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Этот возрастной этап также характеризуется формированием познавательных и профессиональных интересов, устойчивого мировоззрения, нравственного сознания, ценностных ориентаций; способностью строить жизненные планы; потребностью в общественной активности. Значительно уменьшается по сравнению с предыдущими возрастными периодами зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

Одна из важных психологических характеристик юношества — самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка и т.д.), как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны к критике, насмешкам. Они в большей степени беспокоятся о том, что думают или говорят о них окружающие. Они тяжело переживают неуспехи в деятельности, особенно если это происходит на людях. Они более склонны к рефлексии и чаще других обнаруживают в себе недостатки. Поэтому им свойственно стремление к психологической изоляции, уходу от действительности в мир мечты. Чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются также со снижением социальной активности личности. Эти юноши и девушки реже участвуют в общественных мероприятиях, избегают руководящих обязанностей и соревнований.

На самоуважение также влияет и успеваемость по предметам. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, поэтому требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твёрдый «четвёрочник» – неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, то есть более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. Если вы заметили, что, ваш сын или дочь стали более раздражительными (или более мрачными и апатичными), чем раньше, то должны помочь им справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями они столкнулись, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к ним возросли, и потому педагоги оценивают их по новым критериям. Ведь юношам и девушкам кажется несправедливым, что, например, за аналогичные сочинения по литературе им в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».

Проанализируйте вместе со своими детьми те замечания, которые делают педагоги, и сформулируйте новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать их письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы её получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь сыну или дочери выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Кроме того, одной из психологических особенностей юношеского возраста является максимализм.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

В юности завершаются процессы физического созревания. Если сравнить развитие как физическое, так и психологическое юношей и девушек этого века с прошлым, то мы увидим значительные отличия, которые не всегда можно назвать положительными. В последние годы много говорят об акселерации. Акселерацияэто ускорение биологического созревания. Сталкиваясь с акселератом, который на голову выше родителей и косая сажень в плечах, взрослые порой не представляют себе, что перед ними по существу еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. С такими инфантильными акселератами приходится сталкиваться и педагогам, и врачам. У них нередко обнаруживаются черты незрелой личности: они плохо понимают, что можно, а чего нельзя делать, не осознают социальных ограничений и последствий своих поступков.

Проблема инфантилизма особенно обостряется в десятом классе, который открывает последний этап обучения в школе. В этот период у школьников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и родителями. Одной из чаще всего встречающихся в десятом классе проблем является ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем.

Вашему вниманию представлена анкета на определение уровня познавательной потребности. По её результатам можно увидеть, насколько серьёзно на данный момент наши старшеклассники относятся к учёбе.

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребёнок относится к учёбе серьёзно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к нервному истощению).

Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в его дальнейшей жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, найти занимательный учебник или проводить совместные обсуждения увлекательной темы.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдётся область знаний или интеллектуально занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности

Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, вы тоже можете воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы. Однако есть и большая опасность – можно, не желая того, позволить ребёнку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Когда вы видите, что ребёнок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учёбой, ни помощью по дому, то пытаетесь воздействовать на него критикой и упрёками. Обычно родители «пилят» ребёнка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь эту тупую музыку! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придёшь из школы и лежишь на диване с телефоном или сидишь за компьютером!..». Сами вы понимаете, почему и за что ругаете своих детей, – ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребёнка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребёнку. Причём сами мы часто забываем, что, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения наших собственных родителей).

Для того, чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в его поведении заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребёнку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Начинать действовать

В десятом классе школьник должен окончательно определиться, в какой по направлению ВУЗ он будет поступать в после окончания школы, сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

Первый шаг – выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить  «запасные варианты», то есть наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приёма. 

Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного вуза. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как туда лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется уже в знакомой обстановке.

В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, либо бывать чаще на сайте учебного учреждения.

Родители и педагоги обычно в состоянии адекватно оценить знания ребёнка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.

Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Ведь у подростка сейчас есть ещё возможность поменять своё решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряжённым, начнётся серьёзная подготовка к выпускным экзаменам.

Хотелось бы отметить, что при выборе специальности родители должны в большей степени учитывать пожелания ребёнка, а не пытаться через него реализовывать собственные неудавшиеся профессиональные планы и мечты. Если же родители твёрдо убеждены, что профессия, которую хочет выбрать их ребёнок, категорически ему не подходит, то необходимо аргументировано объяснить это сыну или дочери, а не пытаться запретить этот выбор авторитарным способом.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности . Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально :


Вы всегда объясняете мотивы своих требований и поощряете их обсуждение юношей или девушкой ;


власть используется лишь в меру необходимости ;


в ребенке цениться как послушание , так и независимость;


вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимым ;


прислушиваетесь к мнениям ребенка, но не исходите только из его желаний.


Современные молодые люди считают себя готовыми принимать самостоятельные решения, однако, они обучаются принимать их быстрее, если на первых порах принимают их совместно со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.



Родители должны объяснить ребёнку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «Всегда быть дома в 20 часов – и точка!» Любое требование должно быть разумным и аргументированным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!