МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИРОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВЯТУШКА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ ВОВЛЕКАЮТСЯ В СУБКУЛЬТУРЫ
Подготовила
педагог-психолог первой квалификационной категории
Яна Алексеевна Турковская
Каждый скачок развития заканчивается новым периодом спокойствия и появлением «нового» ребенка, «новой» личности
4 фундаментальные мотивации
миру
себе
всему,
условиям существования
что для тебя дорого
ДА!
жизни
смыслу
проекту будущего, на который стоит тратить время своей жизни
ценностям, отношениям, чувствам
Первое семилетие: от 0 до 7
основной вопрос: Могу ли я быть в мире?
«Я – здесь, но могу ли я быть здесь?»
«Есть ли у меня свое пространство,
защита, опора?»
Второе семилетие: От 7 до 14
основной вопрос: «Нравится ли мне жизнь?»
«Что я люблю, а что – нет?»
9 - 11 лет - «быть с ровесниками»
11 лет - это вершина детства, время ценностей и отношений
11 - 12 лет - проверяются на прочность границы
Третье семилетие: от 14 до 21
основной вопрос: «Имею ли я право быть собой?»
15-16 лет - «Что ты можешь предъявить? Какими талантами обладаешь?»
17-18 лет - общение и ценности новой жизни
19-20 лет – «Кто я? Чего стоит то, чему меня учат? И чего стою я сам?»
21 год - тема смысла и направления, часто это происходит одновременно с окончанием учебы в ВУЗе
Основные черты негативной фазы
повышенная чувствительность и раздражительность
не чувствуют опасности
тяжело направлять свои волевые усилия, цели быстро меняются
усвоение социальных норм, моральных ценностей, удовлетворяется потребность в признании и в самоутверждении
мышление заключается в обретении способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия
стремление найти свое место среди сверстников
активная смена увлечений
воображаемое и действительное часто меняются местами
стремится к переустройству мира (помыслить = сделать)
Кризис подросткового возраста
Кризис зависимости :
Кризис независимости :
чрезмерное послушание
строптивость
желание соответствовать социальным ожиданиям
негативизм
упрямство
возврат к детским интересам и формам поведения
своеволие
ревностное отношение к собственности
несамостоятельность
противостояние авторитетам
инфантильность в суждениях и поступках
протест, бунт
Яркая индивидуальность
стремление заявить о себе как о самостоятельной личности, понять и показать - чем Я отличаюсь, чем не похож на остальных
Провал в учёбе
страха перед взрослыми меньше, собственная мотивация ещё не появилась
Подростки в группе
выстраивание иерархии и поиск своего места
иерархия основывается на силе, причём сила – психологическая и моральная
Отношения со взрослыми
Основная особенность отношений подростков со взрослыми - это противоречие нуждаемости во взрослых и противостояние им.
Необходимо, чтобы взрослый был старшим сильным другом!
Стремление к справедливости
свойственна категоричность суждений и некоторая
узость восприятия
Чем могут помочь взрослые:
Нужны счастливые взрослые с позитивной установкой по отношению к жизни
Наилучшей метафорой для подросткового возраста является ребёнок у окна за шторами
«Он всматривается в большой мир, но не как участник, а как наблюдатель – из защищенного места через стекло.
За его спиной - обжитой мир дома, но и от него он отделён плотной шторой – слышит, что там происходит,
но стремится к уединению.
Так, в особом месте между двумя мирами, ребёнок находит положение, созвучное происходящему в его душе –
становлению внутреннего мира личности»
Жизнь от рождения до 21 года представляется полифонической пьесой - прекрасной симфонией, характеризующейся повторяющимися мелодиями, звучащими в разных тональностях;
Пьесой, в которой есть своя, задающая ритм, мелодия!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
email: [email protected]
vk.com/psychology_yana