Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
педагог-психолог
Субботина А.И.
Все эти модные и не очень понятные слова: «зумеры», «бумеры», «миллениалы», появились в нашей речи благодаря теории поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса.
Поколения х, y, z по годам рождения делятся так:
молчаливое поколение (1925 – 1944);
поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);
поколение Х (1967 – 1984);
поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);
поколение Z — зуммеры (2000 – 2011);
поколение альфа (с 2011).
Потерянное поколение — поколение Х
Дети, выращенные идейными патриотами, однако, в большинстве своём не унаследовали их ценности, к этому поколению относятся дети рожденные до 1984г. Поколение X — многочисленно, в России это примерно тридцать миллионов человек, родившиеся в промежуток с 1964 до 1984 года. На их самоопределении сказались: холодная война, афганские конфликты, крах советской номенклатуры, перестройка, развитие коммуникаций и ослабевание цензуры. Именно с этого поколения начался расцвет космополитизма. Маркетологи считают, что именно поколение X, на которое сильно повлияло телевидение наиболее восприимчиво к рекламе.
Самостоятельные, неизбалованные дети, умеющие позаботиться о себе, выросли в технически подкованных взрослых, предпочитающих делать выбор, основываясь на собственном опыте. Резкое изменение курса страны научило их полагаться только на себя и быстро перестраиваться. В то же время слабеют семейные связи: бум разводов пришёлся именно на это поколение.
Иксы менее патриотичны, чем их предшественники и это легко объяснить, на их глазах прекратила существование страна. Они ценят и любят «малую родину» или очень малую, свой близкий круг людей. Очень много представителей этого поколения реализовалось в бизнесе: Евгений Касперский, Олег Тиньков, Евгений Чичваркин, Илон Маск.
Основные черты поколения X:
Поколение Y — Миллениалы
Миллениалов в России больше всего. Поколение Y очень отличается от остальных. Распад СССР, «девяностые», теракты, атипичная пневмония, распространение интернета, появление зарубежных товаров, многочисленные возможности для личностного роста, MTV, дух свободы, пейджеры, сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры — сформировали особенных людей.
Миллениалы стремятся к самовыражению, на их долю пришёлся расцвет субкультур, эзотерических течений, усиление влияния религиозных институтов. Это поколение привыкло полагаться на себя, а не на государственные институты, они легко принимают новое, но не стремятся обзаводиться семьёй
Яркая черта этого поколения — большие музыкальные фестивали, любовь к массовым праздникам.
Основные черты поколения миллениалов:
независимость, индивидуализм,
толерантность,
нежелание участвовать в политических процессах,
нежелание сковывать себя обязательствами,
несмотря на то, что они нацелены на развитие карьеры, жертвовать ради нее идентичностью они не хотят, предпочитают фриланс офисной работе,
космополиты,
предпочитают учиться всю жизнь, миллениалы предпочитают обучение онлайн,
привыкли к доступности информации, но излишне доверяют интернету,
проводят в интернете очень много времени по сравнению с остальными поколениями, уступая лишь зуммерам,
заботятся об экологии.
И от миллениалов мы переходим к зуммерам, самому свежему дееспособному поколению России.
Поколение Z — Зуммеры
Зуммеры родились в двухтысячных (2000 – 2011), они не видели мира без интернета и компьютеров. Название поколения образовано от английского слова zoom — увеличивать, приближать, потому что это поколение людей буквально с рождения осваивает функцию «зум» на смартфоне, отсюда слово «zoomer». Сейчас самым взрослым представителям этого поколения 21-22 года, и время их взросления пришлось на довольно благополучный период, по крайней мере, если сравнить их с тихим поколением.
Сильнее всего на зуммеров России повлияли: цифровизация, несменяемость власти, отсутствие чётких перспектив. Если для миллениалов гаджеты — инструмент решения задач, то для их детей — часть реальной жизни. Интернет — это место знакомства, работы, проведения досуга, неотъемлемая часть повседневного быта. Они видят через него весь мир и могут показать себя миру, нажав пару кнопок на смартфоне. Черты этого поколения пока не проявились в полной мере и согласно теории Штрауса—Хоу между тихими и зуммерами много общего. В первую очередь:
Опосредованные знания о мире. Бабушки и дедушки нынешних подростков черпали знания из книг, а сейчас эту роль выполняет ютуб и статьи в интернете. Так или иначе, живому опыту чаще всего предпочитается чужой контент. Не пойти в интересное место — а посмотреть ролик о нём.
Одиночество. Общение в основном протекает в сети, личные, живые контакты весомому проценту зуммеров, кажутся смущающими.
Осторожность. Тихое поколение держало язык за зубами, потому что необдуманное высказывание могло стоить жизни или свободы. Нынешнее поколение прекрасно знает, что любой твой поступок или слово могут оказаться в сети. Цифровая прозрачность выступает здесь аналогом репрессий или войны, только если раньше мерилом была идеология, теперь это лидеры мнений и сообщества их поклонников. Как таковых общих идеалов у поколения Z пока нет.
Интересно, что по мнению некоторых исследователей у поколения Z меняется тип памяти. Если раньше запоминали информацию, то сейчас запоминают путь к ней. То есть нынешние подростки лучше запоминают запрос в гугле привёдший их на нужную страничку, чем саму страничку. Зуммеры многозадачны и продуктивны, они могут делать несколько дел одновременно, но у этого умения есть и обратная сторона — проблемы с концентрацией.
Педагоги сейчас много говорят о клиповом мышлении, неумении сконцентрироваться на чём-либо без мгновенного результата. У поколения зуммеров есть доступ к невероятному количеству знаний, такого не было ни у кого до них, но они тратят на развлечения и пустое общение больше времени, чем миллениалы.
Отличительные черты поколения Z:
рано начинают зарабатывать, активно используя интернет в работе,
употребляют меньше наркотиков и алкоголя,
чаще страдают от депрессии,
толерантны,
заботятся об экологии,
плохо концентрируются,
не расположены к диалогу с предыдущими поколениями, предпочитая дистанцию.
Что со всем этим делать
Теория поколений призвана помочь нам всем лучше понимать друг друга. Наши мамы смотрели индийское кино, мы «Матрицу» и «Терминатора», наши дети, может быть, посмотрят «Матрицу», но она уже не будет для них откровением. Представители одного поколения понимают друг друга лучше, чем своих детей и отцов и в этом нет ничего страшного. Никто не «лучше» и не «хуже», просто все мы разные. И это надо учитывать в общении, в подходе к образованию, в воспитании.