Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности психического развития ребенка»
Психологические особенности психического развития
у ребенка
Задержки психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской, разработанная с учетом этиологии. Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
Психическое недоразвитие
Наиболее типичной формой является олигофрения. Может быть обусловлена генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутри утробных, родовых и ранних постнатальных вредностей. Недоразвитыми оказываются все нервно- психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь. Различные функции страдают неравномерно.
Поврежденное психическое развитие
Обусловлено теми же пороками развития, но основное отличие, в том, что воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки после (2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы. Типичным примером является органическая дименция. Особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессирующий склероз мозга, эпилепсия).
Дефицитарное психическое развитие
Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: Зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для этого вида, характерна, асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Особенности психического развития связаны с глубиной поражения функции, а так же с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.
Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм
Проявляется, в основном, в нежелании контактировать с окружающими «уходе в себя». Ведет себя так как будто он один, не обращает внимание на других, игровые действия бедны и стереотипны. Раздражители окружающей среды свет, звук и др. вызывают отрицательные эмоции и дискомфорт, сверхсильным раздражителем является человеческое лицо, поэтому ребёнок избегает зрительных контактов. У детей могут быть хорошие интеллектуальные данные в отдельных областях: музыкальный слух, умение рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интеллектуальная деятельность характеризуется нарушением целенаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определённая вычурность мышления, склонность к символизации. Интересы, игры далеки от реальной ситуации. Аутичные дети избегают речевого общения, страдает как коммуникативная функция так и моторное звено реализации речи. Психическое развитие характеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так развитие речи опережает развитие моторики, абстрактное мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Всё это искажает картину психического развития аутичного ребенка.
Дисгармоничное психическое развитие
К этому виду нарушений психического развития относятся психопатии и патологическое развитие личности. В основе этих аномалий психического развития лежит дизантогенез эмоционально-волевой сферы.