СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности психического развития ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности психического развития ребенка»

Психологические особенности психического развития

у ребенка



Задержки психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской, разработанная с учетом этиологии.  Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.

Психическое недоразвитие

Наиболее типичной формой является олигофрения. Может быть обусловлена генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутри утробных, родовых и ранних постнатальных вредностей. Недоразвитыми оказываются все нервно- психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь.  Различные функции страдают неравномерно.

 

Поврежденное психическое развитие

Обусловлено теми же пороками развития, но основное отличие, в том, что воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки после (2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы. Типичным примером является органическая дименция. Особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессирующий склероз мозга, эпилепсия).

 

Дефицитарное психическое развитие 

Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: Зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для этого вида, характерна, асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Особенности психического развития связаны с глубиной поражения функции, а так же с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.

 

Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм

 Проявляется, в основном, в нежелании контактировать с окружающими «уходе в себя». Ведет себя так как будто он один, не обращает внимание на других, игровые действия бедны и стереотипны. Раздражители окружающей среды свет, звук и др. вызывают отрицательные эмоции и дискомфорт, сверхсильным раздражителем является человеческое лицо, поэтому ребёнок избегает зрительных контактов. У детей могут быть хорошие интеллектуальные данные в отдельных областях: музыкальный слух, умение рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интеллектуальная деятельность характеризуется нарушением целенаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определённая вычурность мышления, склонность к символизации. Интересы, игры далеки от реальной ситуации. Аутичные дети избегают речевого общения, страдает как коммуникативная функция так и моторное звено реализации речи. Психическое развитие характеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так развитие речи опережает развитие моторики, абстрактное мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Всё это искажает картину психического развития аутичного ребенка.

 

Дисгармоничное психическое развитие

 К этому виду нарушений психического развития относятся психопатии и патологическое развитие личности. В основе этих аномалий психического развития лежит дизантогенез эмоционально-волевой сферы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!