« Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу» Подготовила социальный педагог МОУ «Александровская школа Марьинского района» Павлова Елена Сергеевна
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский
Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – это процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы.
Цели:
- создание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения;
- предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления;
- сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено;
- гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением;
- оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи: - Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения. - Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками. - Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку. - Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей. - Разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.
Негативные проявления пятиклассников: 1. Снижение интереса к учебе. 2. Снижение успеваемости. 3. Напряженные отношения между детьми. 4. Непредсказуемые реакции. 5. Отстранение от взрослых.
Трудности адаптации:
1. Смена учителя.
2. Много учителей.
3. Новые предметы.
4. Новые требования.
5. Отстранение от взрослых.
Основные направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников . 1. Консультирование и просвещение педагогов. 2. Консультирование и просвещение родителей. 3. Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено. 4. Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения.
Алгоритм диагностической работы 1. Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов 2 Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных , проведение диагностического минимума с учащимися , экспертный опрос педагогов , экспертный опрос родителей , обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики. 3. Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию. 4. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. .
Рекомендации педагогам. 1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения 2. преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы. 3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику. 4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов. иную оценку 5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе. 6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. 7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. 8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий
Рекомендации классному руководителю: 1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках 2. Формировать потребность учащихся в получении знаний 3. Создавать ситуации успеха на уроках 4. Поощрять творческую активность учащихся 5. Повышать уровень самооценки учащихся 6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения 7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении 8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе 9. Создать благоприятный климат в классном коллективе. 10. Формировать правильное отношение к мнению окружающих. 11. Способствовать сплочению классного коллектива. 12. Повышать уровень мотивации к учению, школе. 13. Объективно оценивать способности и возможности учащихся 14. Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний 15. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися
Рекомендации для родителей 1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь. 2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу. 3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. 4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера. 5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене. 6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения. 7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. 8.. Любите своих детей!