СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»  

Просмотр содержимого документа
««Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»»

« Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»    Подготовила  социальный педагог  МОУ «Александровская школа Марьинского района»  Павлова Елена Сергеевна   

« Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу» Подготовила социальный педагог МОУ «Александровская школа Марьинского района» Павлова Елена Сергеевна  

«Школьное обучение никогда не начинается  с пустого места, а всегда опирается на  определенную стадию развития,  проделанную ребенком»    Л.С. Выготский

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский

 Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – это процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы.

Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – это процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы.

Цели: - создание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; - предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления; - сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено; - гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением; - оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.  

Цели:

- создание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения;

- предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления;

- сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено;

- гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением;

- оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

 

 Задачи:   - Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.   - Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.   - Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.   - Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.   - Разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.   

Задачи: - Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения. - Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками. - Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку. - Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей. - Разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.  

 Негативные проявления пятиклассников:    1. Снижение интереса к учебе.   2. Снижение успеваемости.   3. Напряженные отношения между детьми.   4. Непредсказуемые реакции.   5. Отстранение от взрослых.

Негативные проявления пятиклассников: 1. Снижение интереса к учебе. 2. Снижение успеваемости. 3. Напряженные отношения между детьми. 4. Непредсказуемые реакции. 5. Отстранение от взрослых.

 Трудности адаптации:    1. Смена учителя.   2. Много учителей.   3. Новые предметы.   4. Новые требования.

Трудности адаптации:

1. Смена учителя.

2. Много учителей.

3. Новые предметы.

4. Новые требования.

5.   Отстранение от взрослых.  Основные направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников .   1.      Консультирование и просвещение педагогов.   2.      Консультирование и просвещение родителей.         3. Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено.   4.      Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения.

5.   Отстранение от взрослых.

Основные направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников . 1.      Консультирование и просвещение педагогов. 2.      Консультирование и просвещение родителей.       3. Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено. 4.      Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения.

   Алгоритм диагностической работы   1. Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов   2  Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных , проведение диагностического минимума с учащимися , экспертный опрос педагогов , экспертный опрос родителей , обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики.   3.  Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию.   4. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. .

Алгоритм диагностической работы 1. Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов 2  Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных , проведение диагностического минимума с учащимися , экспертный опрос педагогов , экспертный опрос родителей , обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики. 3.  Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию. 4. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. .

Рекомендации педагогам. 1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения 2. преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы. 3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику. 4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов. иную оценку 5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе. 6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. 7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. 8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий

      Рекомендации классному руководителю:     1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках  2. Формировать потребность учащихся в получении знаний  3. Создавать ситуации успеха на уроках  4. Поощрять творческую активность учащихся  5. Повышать уровень самооценки учащихся  6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения  7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении  8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе  9. Создать благоприятный климат в классном коллективе.  10. Формировать правильное отношение к мнению окружающих.  11. Способствовать сплочению классного коллектива.  12. Повышать уровень мотивации к учению, школе.  13. Объективно оценивать способности и возможности учащихся  14. Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний  15. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися

Рекомендации классному руководителю: 1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках 2. Формировать потребность учащихся в получении знаний 3. Создавать ситуации успеха на уроках 4. Поощрять творческую активность учащихся 5. Повышать уровень самооценки учащихся 6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения 7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении 8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе 9. Создать благоприятный климат в классном коллективе. 10. Формировать правильное отношение к мнению окружающих. 11. Способствовать сплочению классного коллектива. 12. Повышать уровень мотивации к учению, школе. 13. Объективно оценивать способности и возможности учащихся 14. Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний 15. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися

Рекомендации для родителей 1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь. 2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу. 3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. 4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера. 5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене. 6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения. 7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. 8.. Любите своих детей!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!