СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу» (дистанционный формат проведения)

Просмотр содержимого документа
«Семинар «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»



Согласовано:

Заведующий районным методическим кабинетом отдела образования администрации Петровского района г. Донецка

____________Е.Н. Горшовенко


Педагог-психолог, руководитель МЭО

Психологической службы

____________Е.Н. Лисевич

Утверждено:

Директор МОУ «Александровская школа

Марьинского района»


_____________Е.В. Бурыкина







Семинар



«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»





Подготовила

Педагог-психолог МОУ

«Александровская школа

Марьинского района»

Павлова Елена Сергеевна





Донецк

2021





План

проведения районного семинара

для педагогов-психологов и социальных педагогов


Тема. «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»

Цели:

- создание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения;

- предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления;

- сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено;

- гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением;

- оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.


Задачи:

- Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

- Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.

- Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

- Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.

- разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.


Место проведения: МБОУ «Александровская школа Марьинского района»

Дата проведения: «__» декабрь 2021 г.

Время: 12.00-14.00

Категории слушателей: педагоги-психологи, социальные педагоги Петровского района г.Донецка

Ответственные: Христюха С.А., педагог-психолог, Павлова Е.С., социальный педагог МБОУ «Александровская школа Марьинского района»

Структура районного семинара психологической службы

МОУ «Александровская школа Марьинского района»

Время

Мероприятие

Ответственный

Организационная часть

11.50-12.00

Регистрация участников семинара

Христюха С.А.

Теоретическая часть

12.00-12.05

Вступительное слово по теме семинара

Руководитель МЭО психологической службы Лисевич Е.Н.

12.05-12.15

Вступительное слово директора школы

Директор школы Бурыкина Е.В.

12.15-12.35

Доклад –презентация на тему «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»

Христюха С.А.

12.35-12.55

Доклад-презентация на тему

«Адаптация и дезадаптация обучающихся пятых классов»

Павлова Е.С.





Практическая часть


12.55-13.25

Игра «Созвездие»

Христюха С.А.

Павлова Е.С.

13.25-14.00

Подведение итогов семинара

Руководите МЭО

Участники семинара























«Школьное обучение не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком.»

( Л.С. Выготский)



«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»

Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы.

Проблема адаптации учащихся актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости, рост проблем в учебе, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем, особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода (работы Б.Д. Эльконина, Л.С. Выготского, И.Ю.Кулагина, М.И. Лисина и др.).

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Успешность процесса адаптации во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.

Целью моей работы в данном направлении являетсясоздание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения, предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено, гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением и оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.


Исходя из цели работы, ставились следующие задачи:

- обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
- информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
- повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.

- разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.


Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С этим периодом часто связаны и заболевания детей, они носят психосоматический характер.

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:


1. Снижение интереса к учебе.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми.

Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Непредсказуемые реакции.

С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.
5. Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.


1. Смена учителя.

В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

4. Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.


В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.


Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения. Основной целью его деятельности становится предупреждение различных осложнений в психическом развитии и становлении личности учеников в процессе перехода на следующую возрастную ступень. Для этого специалисту необходимо выделять «группу риска», в которую входят дети, чье обучение связано с определенными трудностями. Также для психолога немаловажно создание оптимальных условий для адаптации всех учеников и развитие уже достигнутых положительных изменений. При проведении сопровождающей работы психолог остается активным участником образовательного процесса. Он сотрудничает как с преподавательским составом и администрацией школы, так и с родителями. Задачи и целей участников образовательного процесса совпадают, а методы и средства различаются. Психолог дает и педагогам и родителям необходимую информацию, облегчающую и адаптацию, и развитие детей в процессе перехода в среднее образовательное звено. Необходимо отметить четыре основных направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

1.      Консультирование и просвещение педагогов.
Данное направление включает в себя консультирование и психолого-педагогическую работу, проводимую совместно. При анализе учебной программы ее адаптируют к конкретным ученикам. Можно выделить три типа консультативных ситуаций:

-          организация методической работы педагогов, заключается в приведении программы обучения, психолого-педагогических качеств учителя и системы требований к соответствию уровню пятиклассника и индивидуальным качествам детей.

-          консультирование по вопросам организации педагогической поддержки детей в период первичной адаптации, заключается в педагогической работе по адаптации, которую проводят при помощи игр и упражнений, рекомендованных психологом. Сотрудничество педагога и психолога заключается в планировании и анализе воздействий на учащих в процессе адаптации.

-          консультирование педагогов по вопросам обучения, как конкретных детей, так и классов. Работа носит разнообразный характер по формам и содержанию, так как возникают разные запросы, и отличается степень участия в ней психолога.


2.      Консультирование и просвещение родителей. В работе с родителями психолог преследует несколько целей. Среди них создание дружественных благоприятных отношений с родителями, помощь родителям в принятии на себя ответственности за происходящее с детьми в школе, повышение компетентности родителей в вопросах психологической адаптации детей в период перехода в среднее звено.


3.      Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено. Наиболее результативной является групповая форма работы с детьми. Она направлена на развитие мотивационной сферы, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения учится в новой среде, на развитие адекватной самооценки и готовности детей к успеху. Коррекционная работа проводится в форме познавательныхи обучающих занятий, таких как факультативы по психологии для пятиклассников. Также можно проводить групповые тренинги в виде игр.


4.      Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения. Особенности адаптационного периода предполагают проведение диагностики с целью выявления социально-психологического портрета школьников. Для этого необходимо провести психологические исследование среди пятиклассников, выявляющее уровни учебной мотивации, самооценки, эмоционального самочувствия и социометрического статуса. Далее выявляют учеников, которые испытывают трудности в адаптации и определяют индивидуальные характер и причину этих трудностей. А затем определяют формы и методы оказания помощи школьникам, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в средней школе.

Диагностическая работа проводится психологом по следующему алгоритму :


1. Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов (текстов, бланков, ключей и т. д.)


2  Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных (2 часа на класс), проведение диагностического минимума с учащимися (2 урока на класс), экспертный опрос педагогов (2 часа), экспертный опрос родителей (1 час, обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики (2 недели).

3.  Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию.


4. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. Еще раз отметим, что необходимым элементом управления образовательным процессом является работа педагога-психолога, так как его деятельность заключается в оценке качества обучения по ряду обязательных критериев, входящих в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  


Для определения уровня адаптации учащихся 5 класса нашей школы использовались 3 методики:

- методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)

- схема наблюдения, которая характеризует процесс адаптации (Е.М. Александровской)

- социометрическое исследование.

В классе числится 26 человек (17 мальчиков и 9 девочек), продиагностировано было 24 учащихся (92%). У 2 человек (8%) определен низкий уровень адаптации, еще у 1 учащегося (4%) адаптация ниже среднего (переход из другой школы). Высокий уровень адаптации у 3 учащихся (12%), у остальных учащихся (76%) средний уровень.

Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть сложности в этом отношении из за большого количества мальчиков в коллективе.

Социометрия. Система межличностных отношений в классе находится в норме (коэффициент групповой сплоченности находится на среднем уровне). В классе выявлены 3 «лидера». Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые показали повышенный уровень тревожности, низкий уровень мотивации, а так же по показателям социометрических данных.

Формы работы: лекции, консультации, проведение занятий с включением игр, упражнений на развитие коммуникативной сферы (обучение навыкам общения с окружающими и т.п.), развитие личностной сферы (повышение самооценки), развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).


Рекомендации педагогам, работающим в 5-х классах


1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.


Рекомендации классному руководителю:

1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках

2. Формировать потребность учащихся в получении знаний

3. Создавать ситуации успеха на уроках

4. Поощрять творческую активность учащихся

5. Повышать уровень самооценки учащихся

6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения

7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении

8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе

9. Создать благоприятный климат в классном коллективе.

10. Формировать правильное отношение к мнению окружающих.

11. Способствовать сплочению классного коллектива.

12. Повышать уровень мотивации к учению, школе.

13.Способствовать развитию доверительных, дружелюбных отношений между учащимися и учителями, формировать благоприятные взаимоотношения учащихся и учителей

14.Способствовать самораскрытию и самовыражению учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время

15.Объективно оценивать способности и возможности учащихся

16. Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний

17. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися


Рекомендации для родителей

1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
8. Не ждите следующего родительского собрания.
Почаще получайте информацию "из первых рук". Заглядывайте ежедневно в электронный дневник. Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
9. Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
10. Любите своих детей!









































Практическая часть

Психологическая игра для 5-х классов (и взрослых) "Созвездие"


Цель:

​ создать условия для сплочения коллектива;

​ предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие;

​ прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки;

​ учить анализировать характер других;

 воспитывать доброжелательность в детях;

​ налаживать взаимоотношения.

Время игры. 45 мин.Участники. 4 групп по 6 человек.

Оборудование: небосвод по количеству групп, (игровое поле из 6 частей ), звездочки по количеству участников, визитки, булавки, фломастеры, клей, скотч, 1 свеча, музыка, мячи, компьютер, мячик.

По количеству детей – листы для рисования, цветные карандаши, ручки бейджики.

Ход игры

1. «Здравствуйте, это я!» (сидя).

Для начала давайте познакомимся - На счет «раз-два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? - А теперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? - А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку. Назовите себя.

2. Правила работы в группе: не перебивать говорящего, не оскорблять, не грубить, не унижать.

Сегодня у нас проводится психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

- Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.

Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали.

Звёзды - Это красиво и загадочно. - Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.

У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

Упражнение 1. «Найди свою звезду»

Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.

-Представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других- бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся . -посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Снимите её с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит.

- Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда»? (фабрика звезд, на кремле, артисты) - Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно? Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас — звезда?

Упражнение 2. Ведущий.Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию (Работают) Прикрепляем булавкой к груди.

Упражнение 3. Интервью в паре

- Посмотрите еще раз на звездочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем-то похожа на вашу.

Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью. Для этого поменяйтесь звездочками. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые будут задаваться ведущим. Готовьтесь к тому, что после окончания игры вы представите своего партнера словами «Я представляю...» и зачитаете ответы. Вопросы:

— твой день рождения; --- твое увлечение;

— какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения;

— что ты ценишь в людях больше всего — твоя мечта.

Рефлексия. Что нового узнали друг о друге?

Упражнение 4. Практическая работа (по группам)

- Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды.

- Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.

Рефлексия. По желанию

- Расскажите о своей звездочке, расскажите о том, где она находится.

- Высоко или низко она находится на небе,

- Видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки?

- Хорошо ли вашей звездочке там?

Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели ли вы что-нибудь изменить?

Упражнение 6. (С мячом ) «Я думаю, что нас объединяет...»

- Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет...» – и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т.д

- Я думаю, что нас объединяет...» -Что мы люди, -Любим каникулы

-Учимся в одной школе -Ученики 5 класса, -Нам по 11 лет -Любим каникулы

-Ходим в школу к 8 часам -Учат те же учителя -Учимся в одной школе

Упражнение 7.

- Мы убедились, что нас действительно многое объединяет.

-Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием... Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.

Ведущий. Судя по вашим лицам, это время не прошло для вас даром.

- С пользой или бесполезно прошел этот час? Ответьте!

- Вы узнали что-нибудь новое о своих сверстниках?

- Остался хоть один незнакомый вам человек?

- Вы сумели оживить свой кусочек неба? Звучит песня о звездах. (Вывешивается)

Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «...»!

Зажигается свеча

Каждое созвездие прекрасно, ярко, неповторимо. Но, встретившись в звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд — новую галактику под названием

-Вот и пришла пора расставаться! Но у нас остались звёздочки, которые светили нам в течение занятия. Посмотрите как они горят, вы стали увереннее и звёзды подросли и ярче загорелись. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные как и мы с вами.

«Если звёзды зажигаются, значит это кому – нибудь нужно!» Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день. Пусть ваши звёздочки подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.


Зажигается свеча. Звучит музыка. Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.). Рефлексия:

- Хлопните в ладоши, если вам понравилось занятие.

- Какие упражнения и игры особенно понравились, и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте. Ритуал прощания: поют обнявшись за плечи.

Завершается игра исполнением всеми участниками песни «Изгиб гитары желтой»:

На нашем звездном небе

Зажглись еще созвездья !

Звезда осколком эха

Пронзит тугую высь..

Качнется купол неба,

Большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

До свидания,

До свидания–

Мы Благодарим за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!