ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»
Согласовано: Заведующий районным методическим кабинетом отдела образования администрации Петровского района г. Донецка ____________Е.Н. Горшовенко Педагог-психолог, руководитель МЭО Психологической службы ____________Е.Н. Лисевич | Утверждено: Директор МОУ «Александровская школа Марьинского района» _____________Е.В. Бурыкина |
| |
Семинар
«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»
Подготовила
Педагог-психолог МОУ
«Александровская школа
Марьинского района»
Павлова Елена Сергеевна
Донецк
2021
План
проведения районного семинара
для педагогов-психологов и социальных педагогов
Тема. «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»
Цели:
- создание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения;
- предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления;
- сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено;
- гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением;
- оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- Обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
- Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
- Повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.
- разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.
Место проведения: МБОУ «Александровская школа Марьинского района»
Дата проведения: «__» декабрь 2021 г.
Время: 12.00-14.00
Категории слушателей: педагоги-психологи, социальные педагоги Петровского района г.Донецка
Ответственные: Христюха С.А., педагог-психолог, Павлова Е.С., социальный педагог МБОУ «Александровская школа Марьинского района»
Структура районного семинара психологической службы
МОУ «Александровская школа Марьинского района»
Время | Мероприятие | Ответственный |
Организационная часть |
11.50-12.00 | Регистрация участников семинара | Христюха С.А. |
Теоретическая часть |
12.00-12.05 | Вступительное слово по теме семинара | Руководитель МЭО психологической службы Лисевич Е.Н. |
12.05-12.15 | Вступительное слово директора школы | Директор школы Бурыкина Е.В. |
12.15-12.35 | Доклад –презентация на тему «Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу» | Христюха С.А. |
12.35-12.55 | Доклад-презентация на тему «Адаптация и дезадаптация обучающихся пятых классов» | Павлова Е.С. |
| | |
| Практическая часть | |
12.55-13.25 | Игра «Созвездие» | Христюха С.А. Павлова Е.С. |
13.25-14.00 | Подведение итогов семинара | Руководите МЭО Участники семинара |
«Школьное обучение не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком.»
( Л.С. Выготский)
«Психологические проблемы адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу»
Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, а с другой стороны, условий образовательной системы.
Проблема адаптации учащихся актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости, рост проблем в учебе, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем, особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода (работы Б.Д. Эльконина, Л.С. Выготского, И.Ю.Кулагина, М.И. Лисина и др.).
В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Успешность процесса адаптации во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.
Целью моей работы в данном направлении являетсясоздание условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения, предупреждение трудностей в учебе учащихся 5-х классов, найти способы их преодоления, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено, гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением и оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Исходя из цели работы, ставились следующие задачи:
- обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
- информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
- повышать уровень профессиональной компетенции учителей и педагогической компетенции родителей.
- разрабатывать и проводить необходимые групповые и индивидуальные мероприятия с детьми по обозначенной теме.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С этим периодом часто связаны и заболевания детей, они носят психосоматический характер.
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе.
Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости.
Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми.
Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
4. Непредсказуемые реакции.
С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.
5. Отстранение от взрослых.
Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.
1. Смена учителя.
В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».
2. Много учителей.
Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Новые предметы.
Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
4. Новые требования.
Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения. Основной целью его деятельности становится предупреждение различных осложнений в психическом развитии и становлении личности учеников в процессе перехода на следующую возрастную ступень. Для этого специалисту необходимо выделять «группу риска», в которую входят дети, чье обучение связано с определенными трудностями. Также для психолога немаловажно создание оптимальных условий для адаптации всех учеников и развитие уже достигнутых положительных изменений. При проведении сопровождающей работы психолог остается активным участником образовательного процесса. Он сотрудничает как с преподавательским составом и администрацией школы, так и с родителями. Задачи и целей участников образовательного процесса совпадают, а методы и средства различаются. Психолог дает и педагогам и родителям необходимую информацию, облегчающую и адаптацию, и развитие детей в процессе перехода в среднее образовательное звено. Необходимо отметить четыре основных направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
1. Консультирование и просвещение педагогов.
Данное направление включает в себя консультирование и психолого-педагогическую работу, проводимую совместно. При анализе учебной программы ее адаптируют к конкретным ученикам. Можно выделить три типа консультативных ситуаций:
- организация методической работы педагогов, заключается в приведении программы обучения, психолого-педагогических качеств учителя и системы требований к соответствию уровню пятиклассника и индивидуальным качествам детей.
- консультирование по вопросам организации педагогической поддержки детей в период первичной адаптации, заключается в педагогической работе по адаптации, которую проводят при помощи игр и упражнений, рекомендованных психологом. Сотрудничество педагога и психолога заключается в планировании и анализе воздействий на учащих в процессе адаптации.
- консультирование педагогов по вопросам обучения, как конкретных детей, так и классов. Работа носит разнообразный характер по формам и содержанию, так как возникают разные запросы, и отличается степень участия в ней психолога.
2. Консультирование и просвещение родителей. В работе с родителями психолог преследует несколько целей. Среди них создание дружественных благоприятных отношений с родителями, помощь родителям в принятии на себя ответственности за происходящее с детьми в школе, повышение компетентности родителей в вопросах психологической адаптации детей в период перехода в среднее звено.
3. Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено. Наиболее результативной является групповая форма работы с детьми. Она направлена на развитие мотивационной сферы, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения учится в новой среде, на развитие адекватной самооценки и готовности детей к успеху. Коррекционная работа проводится в форме познавательныхи обучающих занятий, таких как факультативы по психологии для пятиклассников. Также можно проводить групповые тренинги в виде игр.
4. Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения. Особенности адаптационного периода предполагают проведение диагностики с целью выявления социально-психологического портрета школьников. Для этого необходимо провести психологические исследование среди пятиклассников, выявляющее уровни учебной мотивации, самооценки, эмоционального самочувствия и социометрического статуса. Далее выявляют учеников, которые испытывают трудности в адаптации и определяют индивидуальные характер и причину этих трудностей. А затем определяют формы и методы оказания помощи школьникам, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в средней школе.
Диагностическая работа проводится психологом по следующему алгоритму :
1. Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов (текстов, бланков, ключей и т. д.)
2 Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных (2 часа на класс), проведение диагностического минимума с учащимися (2 урока на класс), экспертный опрос педагогов (2 часа), экспертный опрос родителей (1 час, обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики (2 недели).
3. Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию.
4. Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума. Еще раз отметим, что необходимым элементом управления образовательным процессом является работа педагога-психолога, так как его деятельность заключается в оценке качества обучения по ряду обязательных критериев, входящих в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Для определения уровня адаптации учащихся 5 класса нашей школы использовались 3 методики:
- методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)
- схема наблюдения, которая характеризует процесс адаптации (Е.М. Александровской)
- социометрическое исследование.
В классе числится 26 человек (17 мальчиков и 9 девочек), продиагностировано было 24 учащихся (92%). У 2 человек (8%) определен низкий уровень адаптации, еще у 1 учащегося (4%) адаптация ниже среднего (переход из другой школы). Высокий уровень адаптации у 3 учащихся (12%), у остальных учащихся (76%) средний уровень.
Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть сложности в этом отношении из за большого количества мальчиков в коллективе.
Социометрия. Система межличностных отношений в классе находится в норме (коэффициент групповой сплоченности находится на среднем уровне). В классе выявлены 3 «лидера». Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые показали повышенный уровень тревожности, низкий уровень мотивации, а так же по показателям социометрических данных.
Формы работы: лекции, консультации, проведение занятий с включением игр, упражнений на развитие коммуникативной сферы (обучение навыкам общения с окружающими и т.п.), развитие личностной сферы (повышение самооценки), развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Рекомендации педагогам, работающим в 5-х классах
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Рекомендации классному руководителю:
1. Создавать благоприятную атмосферу на уроках
2. Формировать потребность учащихся в получении знаний
3. Создавать ситуации успеха на уроках
4. Поощрять творческую активность учащихся
5. Повышать уровень самооценки учащихся
6. Оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения
7. Осуществлять индивидуальный подход в обучении
8. Стремиться к взаимопониманию в коллективе
9. Создать благоприятный климат в классном коллективе.
10. Формировать правильное отношение к мнению окружающих.
11. Способствовать сплочению классного коллектива.
12. Повышать уровень мотивации к учению, школе.
13.Способствовать развитию доверительных, дружелюбных отношений между учащимися и учителями, формировать благоприятные взаимоотношения учащихся и учителей
14.Способствовать самораскрытию и самовыражению учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время
15.Объективно оценивать способности и возможности учащихся
16. Оказывать психологическую поддержку учащимся в ситуациях проверки знаний
17. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и общении с учащимися
Рекомендации для родителей
1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
8. Не ждите следующего родительского собрания.
Почаще получайте информацию "из первых рук". Заглядывайте ежедневно в электронный дневник. Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
9. Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
10. Любите своих детей!
Практическая часть
Психологическая игра для 5-х классов (и взрослых) "Созвездие"
Цель:
создать условия для сплочения коллектива;
предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие;
прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки;
учить анализировать характер других;
воспитывать доброжелательность в детях;
налаживать взаимоотношения.
Время игры. 45 мин.Участники. 4 групп по 6 человек.
Оборудование: небосвод по количеству групп, (игровое поле из 6 частей ), звездочки по количеству участников, визитки, булавки, фломастеры, клей, скотч, 1 свеча, музыка, мячи, компьютер, мячик.
По количеству детей – листы для рисования, цветные карандаши, ручки бейджики.
Ход игры
1. «Здравствуйте, это я!» (сидя).
Для начала давайте познакомимся - На счет «раз-два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? - А теперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? - А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку. Назовите себя.
2. Правила работы в группе: не перебивать говорящего, не оскорблять, не грубить, не унижать.
Сегодня у нас проводится психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.
- Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.
Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали.
Звёзды - Это красиво и загадочно. - Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.
У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.
Упражнение 1. «Найди свою звезду»
Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.
-Представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других- бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся . -посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Снимите её с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит.
- Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда»? (фабрика звезд, на кремле, артисты) - Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно? Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас — звезда?
Упражнение 2. Ведущий.Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию (Работают) Прикрепляем булавкой к груди.
Упражнение 3. Интервью в паре
- Посмотрите еще раз на звездочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем-то похожа на вашу.
Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью. Для этого поменяйтесь звездочками. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые будут задаваться ведущим. Готовьтесь к тому, что после окончания игры вы представите своего партнера словами «Я представляю...» и зачитаете ответы. Вопросы:
— твой день рождения; --- твое увлечение;
— какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения;
— что ты ценишь в людях больше всего — твоя мечта.
Рефлексия. Что нового узнали друг о друге?
Упражнение 4. Практическая работа (по группам)
- Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды.
- Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
Рефлексия. По желанию
- Расскажите о своей звездочке, расскажите о том, где она находится.
- Высоко или низко она находится на небе,
- Видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки?
- Хорошо ли вашей звездочке там?
Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели ли вы что-нибудь изменить?
Упражнение 6. (С мячом ) «Я думаю, что нас объединяет...»
- Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет...» – и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т.д
- Я думаю, что нас объединяет...» -Что мы люди, -Любим каникулы
-Учимся в одной школе -Ученики 5 класса, -Нам по 11 лет -Любим каникулы
-Ходим в школу к 8 часам -Учат те же учителя -Учимся в одной школе
Упражнение 7.
- Мы убедились, что нас действительно многое объединяет.
-Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием... Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.
Ведущий. Судя по вашим лицам, это время не прошло для вас даром.
- С пользой или бесполезно прошел этот час? Ответьте!
- Вы узнали что-нибудь новое о своих сверстниках?
- Остался хоть один незнакомый вам человек?
- Вы сумели оживить свой кусочек неба? Звучит песня о звездах. (Вывешивается)
Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «...»!
Зажигается свеча
Каждое созвездие прекрасно, ярко, неповторимо. Но, встретившись в звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд — новую галактику под названием
-Вот и пришла пора расставаться! Но у нас остались звёздочки, которые светили нам в течение занятия. Посмотрите как они горят, вы стали увереннее и звёзды подросли и ярче загорелись. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные как и мы с вами.
«Если звёзды зажигаются, значит это кому – нибудь нужно!» Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день. Пусть ваши звёздочки подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.
Зажигается свеча. Звучит музыка. Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.). Рефлексия:
- Хлопните в ладоши, если вам понравилось занятие.
- Какие упражнения и игры особенно понравились, и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.
Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте. Ритуал прощания: поют обнявшись за плечи.
Завершается игра исполнением всеми участниками песни «Изгиб гитары желтой»:
На нашем звездном небе
Зажглись еще созвездья !
Звезда осколком эха
Пронзит тугую высь..
Качнется купол неба,
Большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
До свидания,
До свидания–
Мы Благодарим за работу!