СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологический аспект гражданского и патриотического воспитания современных школьников». Статья на тему: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир моральных ценностей многоцветен, обладает сложным рельефом, где есть глубокие провалы в бездну зла, и есть сияющие вершины добра. Человеку не просто даже ориентироваться в этом мире, как не просто приложить нравственные критерии к миру повседневному, дать правильную моральную оценку текущим событиям.

Просмотр содержимого документа
««Психологический аспект гражданского и патриотического воспитания современных школьников». Статья на тему: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

«Психологический аспект гражданского и патриотического воспитания современных школьников».


Бутрик Светлана Александровна,

педагог-психолог

ГБОУ «ГИМНАЗИЯ № 33

Г.О. ДОНЕЦК»


МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Ключевые слова: ценности добра и зла,мораль, нравственность.

«Грусть оттого, что не видишь добра в добре»

Н.В.Гоголь

Мир моральных ценностей многоцветен, обладает сложным рельефом, где есть глубокие провалы в бездну зла, и есть сияющие вершины добра. Человеку не просто даже ориентироваться в этом мире, как не просто приложить нравственные критерии к миру повседневному, дать правильную моральную оценку текущим событиям.[1, с.44]

Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям, - одна из основных форм общественного сознания.Моральные ценности – это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи.

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность. [2, с.257]

Исторически первые представления о добре заключали идею всего полезного, хорошего, своего, кровного, в том числе и материального. Следы такого понимания сохранились в обыденном языке до сих пор. Проблема добра и зла заключается, наверное, в их неразрывном един­стве. Добро воспринимается как противопоставление злу. Выбирая добро, человек должен определиться в отношении зла. Самоетрудное – определить их четкие границы, ибо они чрезвычайно текучи. Не случайно появи­лось выражение. Несмотря на то что в реальном процессе добро действительно порой оборачивается злом, а зло, бывает, приводит к добру ("не было бы счастья, да несчастье помогло"), в моральном определении - границы между ними абсолютны и путаница недопустима. В случае если человек научился определять их границы, то, значит, он приобрел определенную нравственную мудрость.

Гуманисты прошлого Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллер и др. неоднократно отмечали, что благие цели, возвышенные идеалы при попытке их осуществления часто приводят к противоположным, особенно в моральном отношении, результатам, к злу. В свою очередь, в истории нередко зло, низменные мотивы, войны, насилие, как ни парадоксально, оказываются движущей силой истории. Следовательно, суть состоит, в том, что между целями и средствами их достижения часто существуют противоречия, что для осуществления благих целей, идеалов, применяются жесткие, порой, безнравственные средства. Основной вывод из этой трактовки, который сделали некоторые учения, заключался в следующем: для осуществления благих целей, оправданны любые средства. [Электронный ресурс 1.]

Цель статьи –формировать мировоззрение и нравственность школьников на основе знания, которое включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости.

В исследованиях личности затрагивается проблема нравственных ценностей, их место в общей ценностной системе, и те процессы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на индивидуально-личностный компонент бытия человека. [4]

Педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема сегодня. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы.Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и война входит в мужской социально - личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего детства категорически запрещается вести агрессивно, т.к. в женский социально - психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

В начале подросткового возраста у ребенка появляются и усиливаются стремление быть похожим на старших. Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу.

Для мальчиков подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя "как настоящий мужчина и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденции подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина", старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. Но в более старшем подростковом возрасте ребенок начинает заниматься самовоспитанием у себя необходимых волевых качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола.[3, с.143]

Высокие нравственные ценности – это визитная карточка полноценной здоровой личности в современном мире. Сформировавшаяся личность должна обладать набором развитых и культивируемых черт характера и индивидуальных взглядов на жизнь, чтобы быть в состоянии общаться с другими людьми, а в будущем создать семью и привить необходимые нравственные ценности своим детям. Как и многие другие аспекты формирования полноценной личности, нравственность легче и лучше всего развивать именно в детстве. Мораль и нравственные ценности семьи играют ключевую роль в решении этого вопроса. Основными критериями нравственности и морали человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Таким образом, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Список литературы

1.Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М., 2001. – С. 44.

2.Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998. – С. 257.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2004. – С. 143.

4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. – С. 210

5. Матвеев П.Е. Моральные ценности. М., 2004.

Интернет – документы:

1.Мораль и нравственность в системе ценностей. URL: http://referatwork.ru/category/regiliya/view/404795_moral_i_nravstvennost_v_sisteme_cennostey

2.Нравственная и моральная культура. http://book-science.ru/social/cultureethnos/nravstvennaja-i-moral-naja-kul-tura.html