МОУ «Новохоперская СОШ №91»
Психологический игровой тренинг
на сплоченность и профилактику конфликтов
«Круг друзей»
Педагог-Психолог: Волина Ю.В.
Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.
Психологический игровой тренинг
для школьников подросткового возраста
помогает развить навыки:
Цель тренинга: содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты. С помощью психологических упражнений ребята смогут проработать основные внутренние проблемы подросткового возраста, и научиться в будущем справляться с ними самостоятельно. Безопасно снимать напряжение, психологические зажимы, развить навыки общения.
Количество участников: 18 чел.
Время: 1час.
Участники: 7 «А»
В психологический тренинг для детей 12-13 лет включены:
актерские техники;
упражнения на релаксацию;
различные диагностические методики;
арт-терапия;
игры.
Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.
Оборудование: микрофон (для улучшения сосредоточения внимания на говорящем), картинки, листы бумаги, фломастеры, бейджики, мультимедиа оборудование.
Размещение: дети садятся на стулья, образуя круг. В кругу остается место для свободного движения.
Вступление (1 мин.):
Дорогие ребята я рада вас видеть на психологическом, игровом тренинге. Как вы догадались по названию, сегодня мы будем играть, и выполнять различные упражнения и задания направленные на сплочение и преодоления конфликтности в поведении.
Хочу, что бы вы все сегодня были активными, добрыми, позитивными, при этом внимательно слушали меня и друг, друга (право говорить будет иметь только тот ребенок, в чей руке оказывается импровизированный микрофон).
Итак, мы начинаем, и для начала я предлагаю измерить ваше сегодняшнее настроение:
«Барометр настроения» (1 мин.)
Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр (или картинку) и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.
«Что я люблю делать» (10 мин.)
Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.
В следующей игре мы проверим, хорошо ли вы запомнили, чем любят заниматься ребята.
«Мне нравится…» (10 мин.)
Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.
Упражнение «Конфликт - это ...» (5мин.)
Цель: выяснение сущности понятия «конфликт».
Психолог обращается к участникам с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются на ватмане психологом. После этого все вместе выясняют положительную (+) и отрицательный (-) стороны конфликта.
Подведение итогов.
Информационное сообщение «Конфликт» (1 мин.)
Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
Упражнение «Ящик недоразумений» (10 мин.)
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы . Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... . Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какова будет реакция учителя на слова Сергея?
- Что бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девочка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова будет реакция девочки?
- Что бы вы сделали на месте мамы?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
- Какова будет реакция ученика?
- Как бы вы поступили на месте учителя?
Заключение ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить - значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
Игра «Подмигни соседу» (5 мин.) Участники делятся пополам. Одни будут сидеть, другие будут стоять. Ребята, сидящие в кругу по очереди, подмигивают одному из сидящих участников. Задача стоящего ссади удержать игрока за которым он стоит.
Тренинг-игра «Я твой друг» (5 мин.)
Очень хорошее упражнение – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.
В ходе игры подростки знакомятся с неким героем, попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив ребятам встать в круг, ведущий может показать картинку ребенка, с которым участники должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.
Тренинг-игра «Клякса, что в тебе скрывается?» (10 мин.)
Игра содержит элементы художественного творчества и помогает снимать агрессию и страхи.
Подросткам предлагается, с помощью постановки кляксы на бумаге поработать над развитием своего воображения.
Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Ребенок выбирает себе краску, какую он хочет. (по такому выбору будет сделано заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).
А потом, набрав ее на кисточку, надо намазать на подготовленную бумагу (лист уже согнут на две половинки, есть подписи 1, 2 часть). Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить подросткам пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?
Психологическое упражнение на самоконтроль (1 мин.)
Очень важное психологическое упражнение для детей, которое учит их сдерживать негативные эмоции. Школьникам необходимо напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глаза, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.
Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему достойными учениками.
«Доброе тепло» (2 мин.)
Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза. Звучит приятная музыка.
РЕФЛЕКСИЯ
Ну, что ж ребята вы большие молодцы, наша с вами игра подходит к концу.
Я прошу вас подойти к столу выбрать стикер и приклеить на нашу приготовленный ватман. Смайлик будет характеризовать ваше настроение после нашего сегодняшнего тренинга как отличное, хорошее, или не очень хорошее. (1 мин.)
Прощание.