СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологический климат в педагогическом коллективе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные уровни развития общества говорят нам об изменениях от единобразия к вариативности. Главным выступает качество трудовых ресурсов. 

Просмотр содержимого документа
««Психологический климат в педагогическом коллективе»»

«Психологический климат в педагогическом коллективе»

Аннотация. В статье рассматривается значение психологического климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: психологического климат, профессиональная сфера, управление, сплоченность.

В современных условиях развития нашего общества в масштабах страны, региона, отрасли происходит изменение социально-экономических условий. В сфере образования наблюдается переход от единообразной системы образования к вариативной.

Ориентация на принципы государственной политики в области образования предъявляет новые требования к качественному уровню управления дошкольным образовательным учреждением.

Все большую роль в решении организационных задач играет качество трудовых ресурсов (управленческого персонала и исполнителей). Успешная деятельность любой организации, в том числе и в образовательной сфере, зависит от социально-психологических характеристик персонала, от того, как работники реагируют и решают проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности. Для достижения позитивных результатов работы своего дошкольного образовательного учреждения важно знать социальный портрет своего персонала и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Непосредственное влияние как на оценку педагога, социально-экономического положения своей организации и его отношение к собственной деятельности, так и на разработку руководством организации способов и методов социального управления, адекватных особенностям коллектива (занимаемая ступень в должностной иерархии; стаж работы; самооценка уровня материального достатка; возраст; образование).

Это предполагает умелое следование существующим закономерностям, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует целенаправленного воздействия на педагогический коллектив.

Под управлением дошкольным образовательным учреждением Л. В. Поздняк, Н. О. Лазарев понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач в воспитании детей дошкольного возраста на уровне современных требований. Я согласна с этим определением.

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Главная задача обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Основой управленческих отношений, которые наиболее благоприятно влияют на психологический климат, выступает демократический централизм (по А.Р. Каньковской). Благоприятный психологический климат укрепляется, когда руководство подтверждает свою компетентность.

Основополагающее значение имеет уважение достоинства человека. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки, которая складывается в том числе и из оценки вышестоящих руководителей. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что "сильный никогда не унижает".

В ДОУ взаимодействие осуществляется между коллективами -«взрослые - взрослые», «взрослые- дети». [4]Психологический климат с точки зрения отношений: между членами коллектива по вертикали, а именно педагог — заведующий (восприятие руководителя коллективом и наоборот); по горизонтали - между членами коллектива (стадии развития коллектива, лидерство, конфликты, сплоченность, характер межличностных отношений); отношение к труду (удовлетворенность и эффективность), факторы труда (совокупность физиологических, санитарно-­гигиенических и социально-психологических), которые также составляют условия благоприятного психологического климата в трудовой деятельности, влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду, на эффективность работы, уровень жизни и развитие личности.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности -отношения сотрудничества и взаимопомощи, в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие предпосылок:свобода и открытость информационного обмена;взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;доверие, дружелюбие в отношениях сторон. Выделяются следующие сферы: Профессиональная сфера охватывает отношения,складывающиеся в процессе решения производственных задач. Ценностно-мировоззренческая сфера связана с

взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями,

личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.Утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сенситивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей. [6]Характер психологического климата зависит от всех членов коллектива. Работу по улучшению психологического климата необходимо вести каждодневно, внося вместе с текущими указаниями по любому вопросу элементы сплочения, взаимоуважения.Работа, несомненно, сказывается на эмоционально-психологическом состоянии индивида. Эмоционально-психологическое состояние личности рассматривается в двух направлениях: ситуативное и постоянное явления. Настроение человека далеко не всегда определяется количеством потребляемых материальных благ, накопленным имуществом и т.п.). Главное - психологическое воздействие на сознание, оно всегда даст нужный результат. Если психологические потребности работающего в дошкольном учреждении удовлетворены, то он трудится более производительно, так, например, воспитатель подходит к работе с детьми более креативно, «с душой». []Достижение высокого уровня психологического климата в коллективе дошкольных образовательных учреждениях это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе предложений и агитации практически невозможно.

Список используемой литературы

  1. Аминов Н.А.// газета «Школьный психолог», 2001 г., №18.

  2. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: изд-во
    "Экономика", 1998. - 150 с.

  3. Андреева Г. М., Социальная психология. Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 375 с.

  4. Бондаренко А.К. и др. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие для зав. Дошк. Учреждениями/

  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. «Просвещение»,

1991.-552с. 1.

6. Поздняк Л.В.Основы управления дошкольным образовательным

учреждением - М.: А.П.О.,1994. - 76с



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!