СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт на уроках музыки и занятий дополнительного образования как условие развития личности школьника.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использования уроков музыки и занятий  в школьном театре как комфортной среды для развития личности ребёнка и его социализации.

Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт на уроках музыки и занятий дополнительного образования как условие развития личности школьника.»

Психологический комфорт на уроках музыки и занятий дополнительного образования как условие развития личности школьника.

Одной из главных задач учителя является не только создание ближайший и дальних перспектив развития ученика, но и создание мажорного тона образовательного процесса, то есть обеспечение психологического комфорта обучения. Создание благоприятного психологического климата является важным компонентом деятельности учителя, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах ученики будут способны реализовать самые неожиданные креативные идеи.

Музыка, театр, живопись и другие виды искусства формируют эмоциональную, духовную сферу человека, являясь комфортной средой для развития личности. Чем раньше ребёнок начнёт погружаться в волшебный мир искусства, тем богаче будет его внутренний мир, разноплановое развитие, раскрытие творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Я, как педагог дополнительного образования и учитель музыки, стараюсь создать психологический комфорт на уроках музыки и на театральных занятиях групп образцового детского коллектива школьного учебного театра «ШУТ», занимающихся по программам «Любите ли вы играть так, как любим мы» (1-4 е классы) и «Игровой тренинг» (5-8 классы).

  1. Психологический комфорт на уроках музыки.

Опорой моей работы является художественно-педагогическая идея самого урока музыки. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества. Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. МУЗЫКА развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. А также ассоциативную фантазию, эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей

Комфортная среда для школьника создаётся на всех этапах урока. Особенно хочется выделить 3 из них.

  1. Начало урока – это организационный момент, который позволяет положительно настроить внимание учеников, организовать их.

-Здравствуйте! Создание эмоционального настроя. Мы часто распеваем это слово с разной интонацией.

  1. Прослушивание музыки

Ключевой задачей уроков музыки в 8 классе является воспитание грамотного слушателя в процессе изучения произведений классической и народной музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров. Поэтому важным этапом урока считаю прослушивание музыки. Исследования учёных по вопросу воздействия музыки на психику человека доказали положительное влияние классической музыки. Особенно произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта. Главная особенность этой музыки - она написана в ритме сердца (60-70 Гц), поэтому легко воспринимается организмом и способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы и других органов. Замечено позитивное влияние этих композиций даже на примере животных и растений, они быстрее растут и развиваются.

При проведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметили активизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человек полностью вовлекается в прослушивание. Кроме влияния на здоровье, наблюдается и улучшение интеллектуальных способностей - рост IQ, что происходит за счёт мозговой активности во время прослушивания. Поэтому важно с детского возраста включать классическую музыку для успешного развития ребёнка, формирования чувства гармонии, улучшения памяти, мышления.

Классическая музыка помогает во многих заболеваниях

Повышенная тревожность, депрессивные состояния (Моцарт);

Общеукрепляющие, иммуностимулирующее воздействие (позитивные композиции);

В комплексе с другими методами лечит от заикания;

Нормализует работу сердца и других органов;

Стимулирует память и умственные способности;

Нарушения слуха - улучшает его состояние;

При головных болях в результате перенапряжения, стресса (зачёты, контрольные);

Способствует развитию творческих способностей, росту работоспособности на 50%.

Прослушивание музыки развивает в школьниках восприимчивость, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, творческое воображение, - все те качества, которые так необходимы современному человеку, обогащает их духовный мир.

  1. Вокально- хоровая работа.

Интересная совместная деятельность. «Открытие» ребёнка на общение. Выбор мизансцены. Подача информации с позиции «МЫ». Установление личного контакта. «Соучастие» ребёнка в процессе хорового пения. Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе способствует вокально – хоровая часть урока, на которой ребята разучивают и исполняют песни композиторов, вошедшие в копилку лучших произведений отечественной культуры. Создание ситуации успеха.

Используемые технологии.

Педагогические технологии, используемые при реализации рабочей программы по музыке: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Они способствуют обогащению опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки, раскрытию возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

  1. Психологический комфорт на занятиях дополнительного образования.

Общие задачи, стоящие перед педагогами театра, следующие: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы, а также учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Главное в театрализованной деятельности - не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

Для успешного проведения театральных занятий необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Одна из главных целей театральных занятий – обеспечение условий для формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе, личностного роста учащихся при сохранении их самобытности, непосредственности, искренности и простоты. Занятия актерским мастерством развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Общая траектория обучения, выстроенная педагогом, влияет как на планирование занятий, так и на выполнение каждого намеченного вида работы. Кроме того, для создания атмосферы психологического комфорта приходится вносить определенные изменения в упражнения и задания, чтобы учесть возрастные и творческие способности участников детского коллектива.

Формы работы: игровые, актёрские тренинги, подготовкой этюдов, репетиционно-постановочная деятельность и т.д. Все они требуют сплоченности и психологической мобильности всего детского коллектива.

Тренинг предполагает широкое использование элемента игры, что помогает ребенку пробудить творческую фантазию, выразить себя как творческую индивидуальность. В процессе таких упражнений ребенок начинает постигать безграничные возможности фантастического мира своего детства. То, чем занят ребенок, всего лишь веселая игра. Но эта игра приносит чувство свободы, азарт, непосредственность, раскованность, смелость. Атмосфера свободы, созданная с помощью тренингов, вызывает подлинную заинтересованность ребенка.

Классификацию тренингов можно провести в соответствии с основными психоэмоциональными, когнитивными и креативными возможностями и способностями ребенка.

Виды тренингов:

  • На развитие внимание

  • На образное мышление

  • На развитие творческого воображения

И.т.д.

Театральное искусство - одна из форм деятельности, содействующих самовыражению, самоактуализации ребенка, его стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенности в себе, прочному доброжелательному отношению с окружающими, что является основными условиями создания комфортного психологического климата в детском коллективе. Театральная деятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать, удивляться, вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность.

Театральная педагогика характеризуется отсутствием поучений, назойливой дидактичности, откровенных призывов. При всем том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты человеческих отношений позволяют искусству осуществлять воспитательные функции.

Средства театрального искусства обладают значительными педагогическими ресурсами развития творческого потенциала подрастающей личности, предоставляя возможность самореализации, саморазвития, самоактуализации, способствуют приобретению дополнительных знаний, умений и навыков, нравственному, профессиональному и личностному самоопределению. Важное значение для создание комфортной атмосферы на театральных занятиях имеет высоко – художественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и зарубежной классики и современности, соответствующий возрастным особенностям детей. Он находит отклик в их сердцах, позволяет раскрыть способности, помогает разобраться в сложных психологических ситуациях, формирует нравственные качества личности школьника. С большим интересом учащиеся 2, 4 классов репетируют на занятиях сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». У учеников старших классов всплеск воодушевления вызвала инсценировка повести Б. Васильева «Завтра была война».

Эмоциональная нагрузка, какую дает театр ребёнку, просто необходима, она живительна и вдохновляющая. Возникают новые интересы, вопросы о добре и зле, тем более, если ты еще и сам активный участник действия. Поэтому можно прогнозировать, что воспитание искусством раскроет способности и возможности школьника, поможет ему раскрепоститься, решит проблему социализации ребенка в обществе.

При выполнении таких творческих заданий создаётся ситуация успеха. Она дает возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.

Критерии психологического комфорта урока:

  • Отсутствие усталости у детей и учителя

  • Положительный эмоциональный настрой

  • Удовлетворение от сделанной работы

  • Желание продолжать работу





Игра «Комплимент»

Уважаемые коллеги! Начнем с игры. Сейчас по порядку каждый будет глядя в глаза соседу, говорить ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.

Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И т. д.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значения злословью —

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.
Б. Окуджава



3