СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт - условие успешности образования и воспитания учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал может быть использован в рамках педагогического совета для анализа уровня психологической комфортности участников образовательных отношений

Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт - условие успешности образования и воспитания учащихся»

Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

Козлова Г.Н., педагог-психолог

Отличительной особенностью педагогических подходов сегодня становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание в школе атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (слайд)

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребенок.

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К        Красота

О        Органичность

М        Мама

Ф        Фантазия

О        Отдых

Р        Радость

Т        Тепло

Что такое комфорт?

Задание (Ассоциации на тему Дискомфорт)

Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.


Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту.

У учащихся это: (Слайд)

  • Неуверенность в себе,

  • Повышенная утомляемость,

  • Замедленность темпа работы,

  • Повышенная потребность во внимании,

  • Повышенная двигательная активность,

  • Трудности в переключении с одной деятельности на другую.


У учителей факторами дискомфорта выступают:

    • Физическая и психологическая напряжённость труда,

    • Постоянное оценивание со стороны людей,

    • Высокий уровень ответственности,

    • Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,

    • Разные стили управления педагогическими кадрами.



Разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

По анкетам учащихся 5 составлена таблица проявления тревожности. А по результатам анкетирование 10 классов был составлен рейтинг предметов по комфортности.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Благоприятные психологические условия характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создают комфорт и условия для работы, раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные условия препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ребенка, так и педагога.

Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

• используйте в своей работе просьбы, а не требования;

• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

• используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию;

• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;

• используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка) .

Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).  

Создать психологический комфорт для ученика может учитель, которому и самому комфортно на уроке. Напомню Вам восточную притчу о  трех камнетесах. «Однажды   путник    набрел в горах  на 3 камнетесов. Они были грязны от пыли и рубахи их мокры от пота. «Что ты делаешь?» - спросил путник у первого камнетеса.  « Я зарабатываю на хлеб насущный для своей семьи, мы еле-еле сводим концы с концами. »   « Что делаешь ты?» - спросил путник у второго камнетеса. Он был таким же уставшим, но в нем не было обреченности. « Я работаю,- отвечал второй камнетес. - Моя работа такая же как у всех, не лучше и не хуже.» А третий камнетес на вопрос путника ответил « Я строю храм.» И путника поразило, насколько одухотворенным было его лицо!»

 Работа педагога трудна и не всегда благодарна, но подобно камнетесу, отсекая лишнее, педагог строит будущее, воспитывая ЧЕЛОВЕКА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!